Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сочинение – это явление культуры А не просто форма экзамена

01 января 2007

НАБОЛЕЛО

Начиная со следующего учебного года итоговая аттестация школьников будет проводиться только в форме ЕГЭ. Эксперимент завершается. Успешно, как уверяют чиновники. Единственный предмет, который так и не удалось «втиснуть» в тесты, – литература.
Казалось бы, и слава богу. Однако интрига в том, что в этом случае литература может вообще выпасть из списка предметов, аттестация по которым обязательна. Понимая это, участники прошедшего в ноябре Форума словесников предложили довольно сложную схему, по которой выпускники всё же будут сдавать литературу. В формате ЕГЭ (то есть с независимой экспертной оценкой и засчитыванием результатов при поступлении в вуз), но без тестовых заданий, предполагающих однозначные ответы. Реакции из министерства пока не последовало, законодатели тоже молчат.
На днях к школьным учителям присоединились преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова. В отличие от участников форума, старательно избегавших слова «сочинение», педагоги старейшего университета предложили вернуться именно к этому традиционному экзаменационному жанру. Сегодня мы публикуем письмо, направленное ими в Государственную Думу.

Мы, профессора и преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова, весьма обеспокоены наметившимися в последнее время негативными тенденциями в сфере русского языка и литературы. Особенно остро встал вопрос о таком экзаменационном жанре, как сочинение. Сохранится ли оно как базовый экзамен для выпускников средней школы и как основное испытание при поступлении в ведущие вузы России?
Выражаем твёрдое убеждение в том, что осуществляемая в последние годы поэтапная отмена сочинения как экзаменационного жанра по своим разрушительным последствиям сопоставима с геополитической катастрофой 1991 года.
Всем известно, что существуют некоторые социокультурные реалии, объединяющие большинство жителей нашей страны и являющиеся краеугольным камнем российской государственности.
Это общий исторический путь.
Это русский язык, который представители многих народов называют вторым родным языком.
Наконец, это русская классическая литература, вершинные произведения которой и духовные ценности, утверждаемые в них, признаются не только в нашей стране, но и во всём мире.
Если мы откажемся от этого наследства – от собственной истории, языка, литературы, культуры, то Россия перестанет существовать как единое государство, а российская цивилизация исчезнет с лица Земли. Для сбережения национальных ценностных ориентиров очень важно сохранить и те формы экспертной оценки знаний выпускников школ, которые имеют общекультурное значение. И в первую очередь – сочинение на литературную тему. Письменный экзамен в форме сочинения не только проверяет знания учащихся в области отечественной классики и навыки практического владения русским языком, но и выявляет степень приобщения молодого гражданина к национальной культуре, к российской цивилизации.
Совершенно очевидно, что выпускники наших школ и университетов, любящие родной язык, хорошо знающие историю своего народа, его литературу и культуру, будут трудиться в России, на благо родной страны, и, даже работая по необходимости за границей, они будут стремиться вернуться на родину, дать своим детям образование на русском языке, привить им любовь к родной земле.
Если же мы будем обучать в наших университетах Иванов, не помнящих своего родства, не знающих толком ни русского языка, ни русской литературы и культуры, то не получится ли, что на деньги российских налогоплательщиков мы станем готовить кадры преимущественно для зарубежных фирм и транснациональных корпораций, совершенно не заинтересованных в экономическом и духовном возрождении России?
Теперь собственно о жанре сочинения, уникальном жанре, складывавшемся в педагогической практике нашей страны в течение столетий.
Так, во-первых, сочинение даёт возможность оценить практическое, неформальное и, главное, творческое владение русским языком, умение строить самостоятельные суждения. Никакой формальный тест, предлагаемый в рамках ЕГЭ по русскому языку, и даже диктант или изложение, предполагающие воспроизведение чужого текста, чужих мыслей, этого проверить не могут.
Во-вторых, сочинение позволяет выявить реальное знание выдающихся произведений русской классической литературы, формирующих национальное самосознание гражданина России, определяющих его принадлежность к российской цивилизации.
В-третьих, жанр сочинения позволяет выпускнику школы продемонстрировать индивидуальное, глубоко личное отношение к духовным ценностям, запечатлённым в произведениях великих русских писателей, определить свою нравственную позицию.
Понятно, что никакое «эссе», написанное на основе отрывков из современных публицистических или художественных текстов (нередко сомнительного содержания, как это предлагалось на ЕГЭ по русскому языку в 2007 году), подобных задач выполнить не может. В этой связи особенно важным представляется сохранить сочинение именно как универсальное, всеобъемлющее испытание и по русскому языку, и по русской классической литературе, не подменяя его двумя изолированными экзаменами (ЕГЭ по русскому языку и ЕГЭ по литературе).
Противники сочинения нередко утверждают, что при его написании имеют место нарушения порядка проведения экзамена и другие недостатки (например, использование шпаргалок, в том числе в электронной форме, субъективность оценок и т.д.). Да, к сожалению, подобные факты встречаются. Но, вероятно, всем нам нужно бороться именно с этими негативными явлениями, а не с сочинением как таковым. Сочинение-то здесь при чём?
Думается, что сочинение на литературную тему, будучи уникальным явлением русской национальной культуры и ведущим экзаменационным жанром отечественной педагогики, должно сохранить своё достойное место в средней и в высшей школе России XXI века.
С глубоким уважением,
профессора и преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова:

Б. ЕСИН, ветеран Великой Отечественной войны, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики; А. ВАРЛАМОВ, писатель, профессор филологического факультета; И. ВОЛГИН, писатель, литературный критик, профессор факультета журналистики; В. ВОРОПАЕВ, литературный критик, профессор филологического факультета; Д. ИВИНСКИЙ, профессор филологического факультета; А. ИЗОТОВ, доктор филологических наук, доцент филологического факультета; В. КРАСОВСКИЙ, доктор филологических наук, доцент факультета журналистики; А. ЛЕДЕН›В, доктор филологических наук, доцент филологического факультета; В. ЛИНКОВ, профессор факультета журналистики; В. НЕДЗВЕЦКИЙ, профессор филологического факультета; А. ПЕСКОВ, профессор филологического факультета; А. РАНЧИН, профессор филологического факультета и др. (всего 30 подписей)

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS