Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Соединение двух гениев

01 января 2007

В ПРЕДДВЕРИИ ГОДА ГОГОЛЯ

По произведениям Н.В. Гоголя: «Шинель», «Игроки», «Женитьба», «Коляска», «Сорочинская ярмарка», «Ревизор» в Камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского поставлены оперы. Однако ближайшее представление оперы «Нос» – той самой легендарной, которая более 30 лет назад ошеломила публику, всё-таки требует особого внимания.
Юбилей – 350-й спектакль! Мы поспешили к Борису ПОКРОВСКОМУ выяснить: в чём же феномен долгожительства «Носа»?

– Борис Александрович, что явилось для вас в своё время при обращении к этому названию главной побудительной причиной? Музыка Шостаковича? Или литературный первоисточник? 

– Прежде всего хотелось найти что-нибудь оригинальное, чтобы название было незнакомо. И когда я встретился с этим произведением, то сразу подумал: вот что должно привлечь внимание – и по названию, и по музыке. Так что в основе моё желание быть оригинальным – это детское чувство. При этом музыка Шостаковича поначалу меня увлекла больше, чем сам Гоголь. 

– И вы как режиссёр искали свою трактовку… 

– Мне не нужны были никакие трактовки – Шостакович их уже за меня сделал. Он казался мне непохожим на всё другое. Может быть, ещё и потому, что наш Камерный театр в 70-е годы только начинал проявлять себя. 

– У вас ведь хотели перехватить инициативу: опера «Нос» планировалась быть представленной публике в Колонном зале Дома союзов в концертном исполнении. 

– В то время каждый режиссёр хотел за Шостаковича схватиться, ибо он приносил успех. Щекотало нервы: он же был почти запрещён! И считалось, что если кто взялся за Шостаковича – значит, смелый человек. На первых порах надо было говорить не столько о его музыке, сколько о значимости его положения как композитора, который не совсем запрещён, но и не рекомендован. Вот такая пикантная была ситуация. Наш театр занимался этими опасными делами. 

– Вы полагали, что это был риск? 

– Конечно, был. Многие не советовали мне за эту постановку браться. 

– По прошествии времени у некоторых режиссёров, что называется, «чешутся руки»: возникает желание подкорректировать, подправить оригинал, сообразуясь с современными вкусами и задачами. Известно, что вы, Борис Александрович, не жалуете подобные изыски. 

– Вы правы. Практика моя как режиссёра со стороны может примитивно выглядеть: когда впервые раскрываю партитуру, начинаю серьёзно её изучать, потом претворяю на сцене. Но постепенно музыкальный характер произведения захватывает меня своими правами на особое положение. После постановки я редко что-то меняю. Может быть, это мой просчёт. Мне кажется, постулат театра – в его утверждении своей правоты, в утверждении музыки и исполнителей, что должно становиться привычным и родным. Хорошо ли это – в данном случае для Гоголя? Не знаю. Режиссёр отвечает за то, что он уже сделал, – вот и всё! Подвергать же критике и изменять свою работу не в моих правилах. Тем более если актёры берут за душу зрителя за счёт своей актёрской природы, темперамента. Тогда спектакль становится действительно событием, ибо близок к жизни, какой бы она ни была. 

– «Этими спектаклями мы создали национальное искусство». Я цитирую ваше, Борис Александрович, высказывание по поводу гоголевских спектаклей Камерного театра из книги воспоминаний «Что, для чего и как?». Согласитесь, в год преддверия 200-летнего юбилея Н.В. Гоголя они звучат по-особому. 

– Постановкой «Носа» и другими произведениями Гоголя (а на нашей сцене поставлено уже семь спектаклей) мы утвердили своё отношение к великому классику. Мы его с детства полюбили. Но каждое произведение было близко нам по-разному. Одно раннее, другое позднее. Всё зависит от литературных ассоциаций. «Нос» в оперной трактовке – это не совсем Гоголь. Это Гоголь по Шостаковичу. «Нос» мы показывали во многих странах: в Японии, Аргентине, Чили, Бразилии, в большинстве европейских стран. И везде большой успех! Я думаю, причина в соединении двух гениев – Гоголя и Шостаковича. Тому подтверждение – 350-й спектакль, который мы играем сегодня!

Беседу вёл Сергей ЛУКОНИН

Обсудить в группе Telegram

Борис Поклад

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS