Издательство «Грифон» существует с августа 2004-го. Выпускает историческую, культурологическую литературу. Сегодня у нас в гостях генеральный директор «Грифона» Елена БУДЫГИНА.
– С чего начиналась работа издательства?
– В начальный период своей деятельности «Грифон» плодотворно сотрудничал с Российским фондом культуры в начинаниях, связанных с сохранением и популяризацией сокровищ русской литературы. Сейчас хорошие деловые отношения поддерживаются с Советом по детской книге России, различными общественными и государственными структурами.
Что касается логотипа издательства, то в Средние века грифон был очень популярен в геральдике: он символизирует синтез лучших качеств орла и льва – бдительность и отвагу (грифон есть и на гербе дома Романовых), а также соединение ума и силы. Поэтому мы и поставили перед собой интереснейшую цель – создание своеобразного «книжного грифона», который призван обеспечить гармоничное сочетание литературы «высокого полёта» для изысканных интеллектуалов и мощных культурно ориентированных проектов для массового читателя.
– Какими принципами руководствуется «Грифон» сейчас?
– Издательство довольно быстро сумело занять своё место в пёстрой палитре отечественного книжного рынка, а выпущенные книги не раз получали одобрительные отзывы и включались в рейтинги СМИ и ведущих книжных магазинов Москвы и Санкт-Петербурга. Основной профиль нашей деятельности включает несколько направлений – публикация мемуаров, историко-культурологической литературы; выпуск изданий, посвящённых анализу «болевых точек» современности с позиций национальных интересов России; подготовка книг, помогающих смело принимать вызовы новой эпохи и не потеряться в хитросплетениях глобализации. Не забываем мы и про книги «для души», о вечном, о сокровенном…
Мы выпускаем книги, интересные достаточно широкому кругу читателей, причём не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Книги «Грифона» отличаются высоким качеством редакторской подготовки и полиграфического исполнения.
Наш читатель – это человек, неравнодушный к прошлому, настоящему и будущему России и мира в целом; любознательный, но не всеядный; постоянно расширяющий свой кругозор и уровень интеллекта.
Главные принципы работы «Грифона» – уважение не только к читателям и их запросам, но и к авторам и их произведениям, готовность к сотрудничеству со всеми, кто любит, ценит и понимает книгу.
– Какие книги и книжные серии вы могли бы рекомендовать нашим читателям?
– Хочется особенно отметить две наши старейшие серии «Монограмма» (мемуаристика) и «Восток–Запад» (актуальная культурология и политология). Они сразу полюбились читателям. В серии «Монограмма» назовём: К. Симонов «Разные дни войны. 1941–1945 гг.»
(Т. 1–2), Н. Попель «В тяжкую пору. Танки повернули на Запад», Ж. Табуи «Двадцать лет дипломатической борьбы»,
М. Былинкина «Всего один век», И. Бунин, Г. Кузнецова «Искусство невозможного. Дневники, письма». В серии «Восток–Запад»: труд Р.Р. Оганяна «Курды в пламени войны», воспоминания О. Валецкого «Волки белые. Сербский дневник русского добровольца», книга Л.И. и С.Л. Медведко «Восток – дело тонкое, Иерусалим – святое».
Сейчас готовятся к старту две новые серии – «Непричёсанная биография», которую открывает книга «Антинаполеон» историка С. Нечаева, и «Национальная идея: перезагрузка», стартующая с политической антологии Д.Н. Бакуна «Российский консерватизм – история и перспективы». Надеемся представить эти книги уже на сентябрьской книжной ярмарке в Москве.
Среди безусловных удач «Грифона» – книга Л. Сидорковой «Притчи мира», цикл философско-культурологических трудов В.Н. Тростникова «Россия земная и небесная», «Трактат о любви. Духовные таинства», «Быть русскими – наша судьба», «Вера и разум», переиздание сборника о русской интеллигенции «Вехи», «Обители мудрости: Монастыри и храмы России как центры книжности» А.Г. Глухова. Из проектов, совместных с Российским фондом культуры: Д.С. Лихачёв «Избранное. Мысли о жизни, истории и культуре», «Пушкин. Непричёсанная биография» Л.М. Аринштейна, антология «Прямая речь. Мысли великих о русском языке».
Известный писатель, историк, культуролог К. Ковалёв-Случевский рассматривает разные эпохи и разные ипостаси Рублёвки в книге «Другая Рублёвка. Тайны царского пути: Виртуальное путешествие во времени и пространстве». Упомянем также книги диакона Андрея Кураева: «Вызов экуменизма» и «Культурология православия. Готова ли школа к новому предмету?».
– Какие тенденции вы наблюдаете в вашей области книгоиздания?
– Если брать в целом историко-культурологический и историко-политологический поток изданий, то, безусловно, налицо рост количества серьёзных, интересных книг как оригинальных, так и переводных. Поскольку страна ещё не завершила свою самоидентификацию в новых условиях, идёт выработка её стратегического и геополитического курса, то историческая литература играет очень важную роль и востребована читателями. С другой стороны, становится всё труднее удовлетворить их запросы. Впрочем, по-прежнему существует недостаток популярных и научно-популярных изданий.
– Что для вас означают слова «работа с авторами»?
– Очень трудно ответить в двух словах на этот вопрос. На самом деле за ним скрывается целый комплекс правовых, психологических и прочих профессиональных тонкостей… Кто работал – тот знает… Можно сказать одно: необходимо искреннее, корректное и уважительное отношение к человеку (хотя порой это очень трудно). Но, конечно, уважения достойны старание, а не халтура, заинтересованность, а не пофигизм, упорный, каждодневный труд, а не легкомысленная болтовня.
– Как повлияет кризис на книжный рынок, что следует сделать, чтобы читатель не отказался от книг совсем?
– Думается, что главное влияние кризиса – снижение покупательской способности потребителей, что, безусловно, влечёт за собой падение оборота, прибыли и сужение издательских возможностей в целом. На наш взгляд, книжное дело – такая же стратегическая отрасль, как энергетика или машиностроение, поэтому необходима продуманная государственная поддержка. Её, к сожалению, не чувствуется. Конкуренция электронных медиаресурсов, падение интереса к чтению требуют целенаправленных усилий по воспитанию новых поколений читателей – в последнее время кое-что делается в этом направлении, но тоже явно недостаточно. И, конечно, нужно издавать качественные книги, которые было бы приятно взять в руки, и делать это с любовью к своему делу!
Беседу вёл