С именем академика Олега Николаевича Трубачёва, 80-летие со дня рождения которого мы отмечаем, великого русского учёного, крупнейшего лингвиста, исследователя славянских языков и истории славянской культуры, связаны глубокие пласты национального сознания и духовного творчества.
Сталинградское прифронтовое детство, Днепропетровский университет… Многое в характере, в волевом напоре, в самом складе мышления Трубачёва идёт от военных и послевоенных лет. В Москву он приехал сложившимся лингвистом, с научной темой, которая станет главной на всю жизнь: история и судьба славянских языков, культур и народов.
С 1961 г. Трубачёв возглавлял работу над уникальным научным проектом – «Этимологическим словарём славянских языков». С 1974 г. по настоящее время вышло 33 тома словаря. Воплотилась в жизнь дерзновенная юношеская мечта Трубачёва: сложить из мозаики слов, сохранившихся – когда во всех, когда лишь в некоторых (даже в одном) современных славянских языках, – словарь праславянского, на котором говорили наши предки-славяне, прежде чем разошлись, разделились на «западных», «восточных», «южных» – чехов, сербов, поляков, русских, болгар. Впервые в мировой науке была осуществлена реконструкция живой лексической стихии праязыка, языка-предка, как любил говорить Олег Николаевич, «прорыв к праславянской лексикографии».
Прозрения и новые подходы учёного наиболее ярко проявились в решении двух важнейших вопросов: о славянской и индоевропейской прародине и «прародине» духовной – сокровенном ядре славянской культуры.
Научная дилемма – Европа или Азия – родина арийцев – решается им в пользу Европы. Возрождение выдвинутой ещё Нестором Летописцем концепции дунайской прародины славян – это не только научная, но и гражданская позиция. Одной из любимых идей Трубачёва была идея Реконкисты, то есть тезис о том, что расселение славян на Дунае в историческое, летописное время – это отвоевание родины, в том числе и в духовном смысле. Речь шла о том, что мы, славяне, не пришлый народ, наша родина – здесь, в сердце Европы.
И ещё одна важнейшая мысль. По мнению учёного, праславянский язык – как и прагерманский, и праиталийский, и прахеттский – исконно существовал как живой диалект в живом праиндоевропейском. «Язык не бывает бездиалектным, самобытность древних диалектов может быть и большей, а язык существует один, олицетворяя реальное единство в сложности». Если вспомнить трубачёвскую концепцию Русского Языкового Союза, легко видеть, что русский язык так же укоренён в праславянском, как праславянский укоренён в праиндоевропейском. Вот основные идеи, концептуальные концентры, если угодно, теории О.Н. Трубачёва. Он и на картах любил рисовать концентры: концентр славянской прародины, чуть шире – концентр праиндоевропейской прародины. На самом же деле речь в том и другом случае шла о неназванной в текстах русской прародине.
Что касается прародины духовной, истоков славянской духовности и религиозности, Трубачёв указал магистральную линию развития от «безмолвного богопочитания» древних славян (когда пою в смысле «даю пить» предшествовало значению «пою гимны») к формированию сакральной лексики славянства, к открытости и готовности славян принять и развить духовное наследие Православного Востока. Праславянская лексика, ещё языческая, – и этим занимался всю жизнь Олег Николаевич, – была уже готова, представляла собой тот благословенный субстрат, на котором могли привиться и возрасти христианские понятия и первые литературные и литургические опыты.
Он любил мыслить воинственными, «взрывными» категориями: прорыв, Реконкиста. В 1990-е годы кабинетный учёный, чуравшийся каких-либо политических дебатов, счёл необходимым активно заявить свою гражданскую позицию в связи с развалом СССР, распадом государственности и культуры России. Решительно и мужественно Трубачёв выступил в защиту попранного достоинства русского языка и русской культуры. Пагубной моде на разделения и «суверенитеты» противопоставил «Поиски единства» – так называлась одна из его последних книг. Речь шла о славянском единстве – во всём многообразии и сложности языковых и культурных диалектных членений и племенных миграций. И о единстве Руси – Великой, Малой и Белой – братских русского, украинского, белорусского народов.
…Национальная концепция не придумывается и не сочиняется, человек с нею рождается. Плохой человек не может быть хорошим учёным. И плохой патриот не может быть ни учёным, ни человеком. «Мы – народ софийный», – любил повторять Олег Николаевич слова Павла Флоренского, ставшие для него девизом нового большого проекта – Русской Энциклопедии, обобщающей и формулирующей русскую картину мира. «Только у нас нет до ныне своей национальной энциклопедии», – говорил с горечью Олег Николаевич. Он мечтал вместить в свой проект не только всё о русском и о русских, но и русское видение, русский взгляд на всё. Не успел…
, доктор исторических наук.
Продолжение темы:
Татьяна ВИТАЛЬЕВА
Отец русской этимологии