Пандемия продолжений, снятых 20, 30 или даже 40 лет спустя, свирепствует не только в российском кинематографе. Ностальгическая лихорадка терзает и Голливуд, причём, возможно, даже в большей степени, чем отечественное кино. Зритель желает окунуться в яркие воспоминания молодости, а продюсер алчет выжать из него крепкий деревянный рубль или хрустящий вечнозелёный доллар.
Не избежал этой участи и прославленный Тим Бёртон, недавно снявший продолжение одной из своих первых работ, эксцентричного «Битлджуса». Новый фильм озаглавлен удвоением названия «Битлджус Битлджус», что оставляет простор для производства третьей картины, поскольку для призыва демона его имя произнести следовало трижды. Между фильмами значительный временной разрыв – 36 лет, более трети века! За это время изменился сам Бёртон, изменился мир, общественные нормы, кино само по себе, не говоря уже о том, насколько выросли технические возможности кинематографа, повзрослел зритель, а часть зумеров даже и не слышала о какой-то доисторической комедии.
Но что самое главное, сменилось поколение актёров, молодёжь из «Битлджуса» завела своих детей, а старшее поколение стало бабушками и дедушками. Один только демон Битлджус в исполнении Майкла Китона остался очаровательным инфернальным негодяем с твёрдым намерением создать семью с персонажем Вайноны Райдер. Впрочем, не все решились на воссоединение в новой картине, а некоторые актёры просто не дожили до этого волнующего момента. Поэтому за связь с первой картиной отвечали Вайнона Райдер, Майкл Китон и Кэтрин О’Хара, а за новые лица – Дженна Ортега, Джастин Теру и на втором плане Уиллем Дефо в компании с Моникой Беллуччи.
Состав пересобран самым удачным образом, так, что и оригинал оказался не затёрт, и новые персонажи получили достаточно внимания, разве что героиня Беллуччи выглядела несколько инородно, не вписываясь в общую загробную чехарду. А вот молодой актёр Артур Конти, едва начавший карьеру в кино, оказался настоящей находкой, убедительно сыграв милого подростка, потерянного призрака и законченного подлеца, войдя в каждый из трёх образов на 100%. В этом плане он переигрывает не только Ортегу, но и большую часть звёздного голливудского состава, задействованного в картине, разве что Дефо остаётся абсолютно непревзойдённым.
«Битлджус Битлджус» сохраняет все черты характерного бёртоновского кино и в общем потоке продюсерских продолжений стоит несколько особняком, всё-таки и сам Бёртон давно хотел снять продолжение «Битлджуса». Однако сперва не получилось это сделать по горячим следам, отправив демона-оптимиста на Гавайи, затем и вырисовывавшийся в начале десятых годов проект продолжения развалился, не успев толком оформиться, и уже относительно недавно проблемы с переписыванием сценария плавно перетекли в ковидный карантин, затянув старт производства ещё на несколько лет.
Тем не менее присутствует ощущение блёклой вторичности фильма, не добавившего ничего к фееричной фильмографии талантливейшего режиссёра. Да, Бёртон идеально входит второй раз в одну и ту же воду, идеально учитывая все социальные, культурные и технические поправки минувших десятилетий. Однако каждая из его чуточку трагичных, но забавных мрачных сказок раскрывала бёртоновский стиль с новой стороны: «Эдвард руки-ножницы», «Эд Вуд», «Марс атакует» и далее, до «Алисы» и «Дома странных детей». Иногда были удачи, иногда провалы, но ни разу не было такого, чтобы работа Бёртона выглядела ремесленным и поточным продюсерским проектом. А «Битлджус Битлджус» именно такой.
В целом же досадно, что зачастую производители коммерческого кино опасаются всего нового. Они охотнее вложат средства в очередное продолжение уже выстрелившего проекта, где уже есть маркетинговые наработки, готовая аудитория и некоторая уверенность в финансовом успехе. Но удача любит смелых, и настоящий успех ждёт именно тех, кто привносит в кино что-то новое, а не тех, кто ворошит былое, надеясь выудить давнишнюю картину, перелицевать её и подзаработать на ностальгии.