За директорской должностью Лилия Николаевна не только не гналась, но даже и не помышляла о ней. Но, как человек основательный и чуткий, впитывала в себя всё то, что важно и даже необходимо для работы руководителя: умение разбираться в людях, сдержанность в проявлении эмоций, культуру отношений… И, когда с уходом очередного директора, человека яркого, но не сумевшего обойти подводные камни руководства, встал вопрос – а кто следующий? – выбор пал на Лилию Николаевну Исакову.
И вот уже пять лет она руководит Детской школой искусств города Железнодорожный, этим плывущим только вперёд музыкальным кораблём, у которого нынче очень приятная юбилейная остановка в честь сорокалетия с начала плавания. К юбилею готовились здесь все, от шестилетнего малышонка, который и слов-то знает немногим больше, чем нот, до преподавателя тоже с сорокалетним стажем Натальи Ивановны Чубакиной. Причём творческая работа шла по всем направлениям: тут и чисто музыкальные номера, и хоровые, и чтение стихов, и художественные работы, украшающие стены родной школы.
На мой вопрос, где Лилия Николаевна берёт силы для всего этого, она без затей отвечает:
– А вот подхожу к школе, вижу её стены – и уже настроение поднимается! И, конечно, как всякой хозяйке, хочется сделать свой дом ещё лучше, ещё красивее, ещё любимее учениками и преподавателями. Заходишь в коридор – и уже отмечаешь, где что ещё не доделано или не так смотрится, как хотелось бы.
Надо сказать, что пережить ремонт в квартире – и то дело нелёгкое, а когда уже не первый год идут строительные работы (конечно, в основном во время каникул), – то хлопот не оберёшься, да ещё и в коллективе, где мужчин только днём с огнём и сыщешь. Но хрупкие плечи Исаковой выдерживают и это, поскольку очень хочется видеть школу обновлённой, а учеников и преподавателей – радостными. Ведь не кто-нибудь, а сама королева Музыка поселилась здесь и диктует правила жизни и учёбы. Однако и это – не самое главное. Любой дворец быстро остынет и посереет, если не согрет сердечным теплом своих обитателей. А в Школе искусств это коллектив. И не простой. Что ни человек, то личность – со своим характером, взглядами, причём не только на музыку. Легче всего подобрать себе «удобные» кадры, на фоне которых и сама смотришься почти королевой. Легче, но не лучше для дела, которому служишь. И чем самобытнее и талантливее преподаватель, пусть даже и со своими причудами, тем ярче будет сама творческая жизнь школы, тем чаще зазвучат в ней вдохновенные струны. Так считает Лилия Николаевна, и потому так разнообразна палитра учебного процесса, ведь личность воспитывает не серость, а тоже личность – и в жизни, и в музыке, хотя рыночное наше время весьма благоприятствует серости. И Лилия Николаевна – одна из тех, кто искренне готов помочь по-настоящему творческому человеку. И, может быть, потому пользуется таким же искренним уважением среди горожан.
Как же удаётся Исаковой сохранить гармонию, так необходимую для движения вперёд, для воспитания не только лауреатов различных фестивалей и конкурсов, но и просто достойных людей, которые будут вспоминать школу с благодарностью и приходить сюда не только в дни юбилеев?.. Кстати, некоторые возвращаются в эти стены уже в качестве преподавателей, и это дорогого стоит: такой учитель – уже изначально свой, берегущий традиции школы, собственным творческим трудом укрепляющий её авторитет. Который помнит, что здесь властвует отнюдь не директор, а дисциплина, которую директор не только неукоснительно сама выполняет, но и требует от других. «Не могу терпеть разгильдяйства ни в каком виде», – поясняет она. И в то же время и сегодня она мало похожа на начальника, который с металлической ноткой в голосе постоянно даёт понять, «кто здесь главный», уже одним этим отталкивая от себя человека. Правда, в России это – чаще правило, чем наоборот.
– Не люблю кричать, делаю всё для того, чтобы разрешить проблему или конфликт не только мирно, но и по-доброму. И если всё-таки старания оказываются напрасными, решаю так, как необходимо – для работы, для коллектива. К счастью, до этого редко дело доходит… А вообще-то руководитель должен быть более жёстким, – вздыхает Лилия Николаевна.
Так называемая мягкость характера Исаковой, может быть, как раз то самое, что удерживает в коллективе всё самое талантливое, делает Школу искусств любимым домом (а порой главным в жизни!) для учеников и преподавателей, подпитывает постоянное желание быть лучше себя вчерашнего, поднимая авторитет школы, укрепляя её достойное имя новыми творческими победами. И замечательно, что рядом с Лилией Николаевной – целая плеяда более молодых педагогов и сотрудников. Это и заместители Марина Игоревна Будаева и Александра Геннадьевна Чертова, и Татьяна Юрьевна Канисева, и бывшая выпускница, автор гимна школы Ольга Сергеевна Васильева, и другие. Строгий директор с мягким характером уже сегодня думает о будущем школы, о достойной смене не только себе, но и солидным по возрасту преподавателям.
Отсюда понятно, что победы школы на разных конкурсах отнюдь не случайны. Постоянно действующий смотр талантов «Новые имена Подмосковья» так же постоянно отмечает юных музыкантов Железнодорожного. Так что у Школы искусств уже есть свои звёзды: аккордеонист Антон Власов и баянист Илья Бокаев. В нынешнем году – участие в Международном конкурсе в Чехии и, конечно, свои фестивали – городские и областные, на которых, кстати, подопечные Лилии Николаевны не только играют, но и читают стихи, да так, что дипломы домой привозят. Хотя в школе и отделения такого нет, а вот поди ж ты. Просто Исакова и сама любит и понимает поэзию, и детей учит не только любить стихи, но и хорошо их исполнять со сцены. Такой вот широкий профиль у школы. Сама Лилия Николаевна не раз удостаивалась как руководитель и грамотами (министерства культуры области), и дипломами, и была лауреатом муниципальной премии, учреждённой в Железнодорожном главой города. Кстати, премия присуждается ежегодно, и обязательно в числе призёров – кто-то из педагогов школы искусств.
Однако я бы не хотела, чтобы директор Исакова выглядела этаким баловнем судьбы, у которого всё получается и все планы сбываются. Просто Лилия Николаевна старается разглядеть и в жизни, и в тех, с кем общается, больше светлого, хотя и ошибаться в людях ей тоже приходилось, и не раз. К примеру, поверишь молодому педагогу, стараешься всеми силами поддержать его, – а того в первую очередь интересует, сколько он получит за энное количество часов, и не дай бог, если придётся переработать. А музыка – дело творческое, не поддаётся расчётам и никак не укладывается в точные рамки времени. Приходится, особенно накануне ответственного концерта, конкурса или экзамена, и до темноты засидеться с учеником, и выходной порой потратить на него же… И если молодой да скорый товарищ остаётся при своих привычках, сугубо потребительском отношении к профессии, – приходится, как это ни грустно, расставаться с ним. Это в крайних случаях, когда наяву и какие-то конкретные нарушения. А чаще такой человек сам понимает, что не его это место, что преподавать детям и любить их – не всякому дано.
Естественно, подобные эпизоды не прибавляют ни настроения, ни здоровья. Одно успокаивает – уверенность в своей правоте. Ибо искусство – это прежде всего творчество, это душа, обращённая и к музыке, и к детям.
Это подвижничество настолько в крови у Лилии Николаевны, что давно уже стало образом жизни, хотя она ещё и дочь, которая, если надо, срочно летит к родителям за тысячу километров, и жена госслужащего Владимира Викторовича Исакова, и мама любимой дочки Анастасии, которая уже окончила институт и торит самостоятельно свою жизненную дорогу.
– Меня воспитывали в строгости, – вспоминает моя героиня. – И мы к своей дочери относились так же – любя, но не балуя слишком. И, судя по всему, не ошиблись в «методах». Главное – не перестараться, не отнять у ребёнка возможность выбора, стремления к самостоятельности. Словом, у меня хороший тыл. А если говорить о работе, то очень помогает и Комитет по культуре во главе с Ириной Витальевной Лагутиной, и Совет депутатов, руководимый Тарасом Васильевичем Ефимовым, который бывает почти на всех наших мероприятиях, и, конечно же, заместитель главы города Лилия Николаевна Татевосян. И среди родителей есть настоящие друзья. Так что без внимания и помощи в самых разных инстанциях невозможно было бы работать плодотворно творчески, а ведь именно это – наша главная задача.
Как говорил незабвенный Николай Рубцов, «даже нечего крыть». Остаётся добавить, что, когда культура наша в таких надёжных и добрых руках, у неё не только достойное настоящее, но и, дай Бог, – будущее.
, г. Железнодорожный