В преддверии книжного фестиваля «Красная площадь» мы побеседовали с директором Центра поддержки отечественной словесности Татьяной Восковской о ключевых проектах Центра и планах на будущее.
– Татьяна, вы вступили в новую должность в горячую пору: близится фестиваль «Красная площадь», объявление короткого списка «Большой книги», победителей «Лицея»…
– Действительно, сейчас у небольшой команды Центра поддержки отечественной словесности много хлопот: 2 июня состоится традиционный литературный обед премии «Большая книга», на котором будут названы имена писателей, чьи произведения войдут в короткий список этого года. 5 июня на фестивале «Красная площадь» объявим о начале нового сезона «Книгуру» – всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества. А 6 июня – в день рождения Александра Сергеевича Пушкина – там же, на Красной площади, на главной сцене фестиваля, вручим награды шести лучшим молодым российским литераторам. В этом году, надеюсь, все иногородние финалисты примут очное участие в церемонии награждения премии «Лицей».
– Ждут ли нас в перспективе какие-либо изменения, связанные с двумя данными премиями?
– Вполне возможно. Сейчас главная задача – подготовить и провести те важнейшие премиальные события, о которых я сказала выше. Летом займёмся обновлением сайта «Большой книги», посмотрим, что ещё необходимо «освежить» в каждом из проектов. Принципиальных вмешательств в их структуру не будет. Каждая премия рассчитана на определённую аудиторию. «Книгуру» многие годы опровергает заблуждение о нечитающих подростках и скучных библиотекарях. Его задача – приобщить подростков (за ними будущее) к хорошей современной русской литературе. Литературе о «здесь и сейчас», невероятно важной для формирования юной личности, понимания, кто мы, какие мы, откуда и куда идём.
Премия «Лицей» учреждена с целью поиска и поощрения молодых талантливых российских авторов в возрасте от 15 до 35 лет. В шестой раз будут награждены поэты и прозаики, создающие литературно-художественные произведения высокого качества, те, кто своим творчеством может внести существенный вклад в сохранение и развитие российской и мировой художественной литературы, продолжая традиции Пушкина. Продолжая – не значит во всём и абсолютно следуя им. Пушкин был новатором, создал созвучный своему времени стиль, модернизировал язык и поэтику. Наши «лицеисты» пишут о том, что волнует их поколение, и тем языком, на котором говорит литература XXI века.
Премия «Большая книга» – одна из старейших, что отдельно важно отметить – сохранившихся до сих пор в стране. Если изменения будут, они должны быть очень бережными и обоснованными.
– Какие в целом планы у Центра поддержки отечественной словесности? Разрабатываются ли какие-нибудь новые проекты?
– Наш главный план – сохранить и продолжить существующие проекты. Свою основную задачу вижу в том, чтобы обеспечить бесперебойность премиальных процессов. В России существует приличное количество достойных литературных премий. Появляются новые, специализированные, занимающие свободные ниши, и это только лучше для литпроцесса. Но каждая литературная премия должна чётко понимать свою задачу.
– Вы 12 лет возглавляли независимую «Русскую премию», которая вручалась авторам, пишущим на русском языке по всему миру. Существует ли сегодня аналог этой награды? Есть ли надежда на возобновление подобного проекта в эти непростые для русской культуры времена?
– Международный литературный конкурс «Русская премия» был уникальным проектом. К сожалению, аналогов ему нет. «Русская премия» была единственной российской премией, предназначенной только для зарубежных русскоязычных прозаиков и поэтов. Без возрастных или национальных ограничений. Как верно заметил один из лауреатов, автор из Германии Борис Хазанов, «Русская премия» присуждалась «писателям, чьё призвание и утешение – беречь и пестовать язык как неотъемлемое достояние мировой культуры». «Русская премия» всегда была неполитическим проектом. Думаю, что любая литературная премия должна быть вне политики. Помните слова Бориса Пастернака о том, что талант – единственная новость? «Русская премия» была премией за русский язык. Но это была идейная премия: она была призвана помогать беречь и пестовать русский язык, преодолевать травму ненужности русских писателей в дальнем и ближнем зарубежье, создавать на русском языке новую, современную молдавскую или киргизскую литературу высокого качества. Думаю, надежда на возобновление проекта есть: сейчас, когда пытаются отменить русскую культуру, «Русская премия» важна как никогда.
– А как обстоят дела с премией «Читай Россию»? Переводчикам русской литературы сейчас тоже приходится несладко…
– В нынешней ситуации сложно и переводчикам, и издателям русской литературы, но мы работаем над этим, ищем формы продолжения сотрудничества с ними и обдумываем формат очередного конгресса переводчиков.
– В чём, на ваш взгляд, сегодня больше всего нуждается отечественная словесность?
– Отечественная словесность, на мой взгляд, нуждается в том, чтобы существовать и развиваться по своим литературным законам, без давления и спекуляций. Актуальность и злободневность, соответствие каким-либо политическим взглядам – не самые лучшие друзья литературы. Литература – не попутчик, не инструмент пропаганды, это высокое искусство. Социальная функция поэзии заключается в преодолении коммуникативной функции языка, как сказал филолог Андрей Аствацатуров. Приведу ещё одну цитату – из выступления лауреата «Русской премии» Елены Скульской (Эстония): «Есть такой особый трагический закон поэзии: она расцветает в дни тревог и опасностей, она словно питается предгрозьем, ей в рифму и в радость закипающая лава дремавших вулканов. То, что происходит сейчас вокруг нас, та тревога, страх и беззащитность – всё идёт ей в пищу».
Беседу вела
Людмила Тарасова
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Замшев, главный редактор «ЛГ»:
– Уход Георгия Урушадзе с поста директора Центра поддержки отечественной словесности вызвал возбуждённую реакцию в некоторых кругах. Не буду ничего комментировать – у всех своё мнение. Но от себя добавлю, что общение и работа с Георгием Урушадзе всегда были продуктивны, интересны и отмечены культурой и интеллигентностью. Уверен, что Татьяна Восковская, которую я тоже знаю очень давно, будет успешно работать в должности директора Центра поддержки отечественной словесности и все проекты сохранят свой объём и значимость.