– Чем отличается национальная политика России от национальной политики СССР? И есть ли таковая на современном этапе?
– В современном мире мало моноэтничных, монокультурных государств. Они, скорее, исключение. Большинство государств мира полиэтничны. Их нормальное существование и их стабильность во многом зависят от национальной политики. Если под национальной политикой понимать взаимоотношения между государством и населяющими его народами, то по характеру и стратегиям этих взаимоотношений можно выделить три классические модели: проэтническую, когда государство стремится содействовать сохранению этничности, т.е. создаёт условия для воспроизводства языковой, культурной и психологической самобытности народов; антиэтническую, направленную на осуществление этнической ассимиляции миноритарных народов; за счёт их добровольной или насильственной инкорпорации в состав мажоритарного народа; и, наконец, безэтническую, характеризуемую безразличным отношением государственных структур к этническим проблемам.
Россия всегда проводила в жизнь проэтническую политику. Суммарный итог такой политики, зафиксированный систематически проводимыми переписями населения, совершенно очевиден. Россия практически сохранила все свои народы. Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, данные о национальном составе страны были систематизированы для обработки и последующей публикации в 142 национальности и в 40 входящих в них этнических групп. Таков позитивный итог национальной политики России за весь период многовекового существования. Итог впечатляет, особенно если сравнить его с итогами США и ряда других европейских стран, в которых движение к моноэтничности достигалось за счёт различных форм ассимиляции, а нередко и за счёт физического истребления национальных меньшинств.
Этническая политика может быть эффективной в том случае, если государство создаёт специальные структурные подразделения на федеральном, региональном и местном уровнях для выработки принципов и реализации имеющейся законодательной основы. Наиболее впечатляющим временем разработки и реализации этнической политики в Российской Федерации была вторая половина 1990 года, когда эффективно действовали Министерство по делам национальностей и Комитет по делам национальностей в системе Государственной Думы. Сложившийся в те времена тандем теоретиков и общественных деятелей в лице Р.Г. Абдулатипова, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, В.А. Михайлова, В.А. Тишкова внёс значительный вклад в разработку правовой основы этнической политики, направленной на создание условий по формированию единства народов, составляющих российскую нацию как гражданскую общность.
Суть этнической политики выражалась в разработке мер по предотвращению и преодолению межэтнических конфликтов, в создании условий для развития неправительственных объединений, организаций, выступающих выразителями специфических этнокультурных интересов народов.
Сегодня этническая политика во многом питается идеями, разработками и стратегиями, вызванными к жизни во второй половине 1990-х годов. В 1996 году Указом президента была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, приняты Федеральный закон «О национально-культурной автономии»; ряд законов, касающихся коренных малочисленных народов. Президент нашей страны В.В. Путин неоднократно подчёркивал, что нам необходимо сохранить уникальную самобытность народов Российской Федерации. Впервые за многие годы в бюджете 2008 года предусмотрены финансовые средства на реализацию государственной национальной политики.
Однако о создании эффективной системы работы в этой области говорить пока ещё рано. Есть надежда, что с приходом нового министра регионального развития Д.Н. Козака работа в области межэтнических отношений активизируется: будет утверждена новая редакция Концепции государственной национальной политики, принята Федеральная целевая программа этнокультурного развития народов России, усовершенствована законодательная база в этой сфере. Хотя представляется целесообразным в такой полиэтничной стране, как Россия, иметь в правительстве отдельную структуру по делам национальностей.
– Какова роль культуры в новой национальной политике России. Успехи и неудачи?
– Традиционная и профессиональная культура составляет важнейшее ядро этнической самобытности народа, выступает в качестве основы формирования этнического самосознания. Воспроизводство традиционной и профессиональной культуры достигается сочетанием триединой деятельности государства и институтов гражданского общества в деле производства культурных ценностей, в создании эффективной инфраструктуры по их тиражированию, распространению и приобщению к культурным ценностям народа как традиционными способами (этнопедагогика), так и пропагандой и идеологической работой (культурная политика).
В настоящее время перед гражданской российской нацией, перед народами Российской Федерации стоит задача первостепенной важности по самосохранению своей самобытности. С этой целью особенно востребованной представляется политика ограничения западных влияний, несущих пропаганду насилия и бездуховности.
Идеологический вакуум, созданный командой сторонников
Б.Н. Ельцина, внёс сумятицу в сознание многих художников и творческих работников.
Уход с цивилизационной арены советского народа как «самого читающего народа в мире» оказал угнетающее влияние на поэтов, писателей, литературных критиков. И только в последние годы предпринимаются обнадёживающие попытки путём организации молодёжных фестивалей, реанимации народных промыслов, профессиональной обработки произведений устного народного поэтического искусства, реанимации этнически окрашенных элементов материальной и духовной культуры содействовать сохранению и воспроизводству культуры и самобытности народов.
Хочется особо отметить, что в настоящее время идёт подготовка значительного события для многих стран и народов мира – Всемирного форума духовной культуры, который состоится в октябре 2008 года в г. Астане Республики Казахстан. Данный форум призван сплотить духовную элиту человечества.
– В чём значение русского языка и русской литературы во взаимоотношениях народов России?
– Выдающаяся роль русского языка и литературы в жизни нерусских народов состояла, во-первых, в том, что история, культура и образ жизни народов, вошедших в состав России, изучались на русском языке, во-вторых, благодаря русскому языку и знакомству с вершинными достижениями русской культуры художественная культура народов «экономила время». Так, например, путь от стихов конца ХVIII века до романов конца ХIХ века, пройденный русской художественной литературой за столетие, литературы нерусских народов, создаваемые на младописьменных языках, проходили в течение одного-двух десятилетий. В-третьих, благодаря такой культуртрегерской миссии русской литературы и «сжатию времени», а также форсированному овладению с помощью русского языка новейшими достижениями науки и техники у отсталых в прошлом народов опережающими темпами формировалась своя национальная интеллигенция.
В-четвёртых, знание русского языка и использование его в речевой практике способствовало взаимовлиянию культур, установлению норм взаимопонимания и сотрудничества.
«Журавли» Расула Гамзатова из «Моего Дагестана», «Едигей» Чингиза Айтматова из «И дольше века длится день», остроумные притчи Фазиля Искандера, Зория Балаяна, «Песня Тюрагая» Владимира Владыкина понятны всем, как и творения Пушкина, Лермонтова, Бунина, Есенина и т.д.
Сегодня трудно переоценить социальное значение русского языка для адаптации в России гастарбайтеров из республик бывшего Советского Союза. Дело в том, что адаптационный эффект русского языка для гастарбайтеров нерусской национальности в России оказывает некоторое влияние на языковую ситуацию в стране-доноре. Например, в последние годы, несмотря на усиленные попытки руководства Республики Молдова, форсированными темпами сокращать функционирование русского языка, 30–40-летние молдаване-гастарбайтеры вопреки официальному курсу переводят своих детей из школ с молдавским языком обучения в школы с русским языком.
Понимание трудностей и проблем, возникших в связи с русским языком, было выражено, в частности, специальным Указом президента Российской Федерации В.В. Путина об объявлении 2007 года Годом русского языка, а также созданием специального фонда «Русский мир». Основная цель создания фонда – популяризация русского языка и поддержка программ его изучения за рубежом.
Мероприятия, проведённые по программе почти в 90 странах мира – от берегов Северной Европы до стран Южной Америки, от Парижа до Пекина, показали панораму возрождающегося интереса к русскому языку, к повышению его востребованности и авторитета.
Учитывая консолидирующую роль русского языка в установлении атмосферы доверительности и солидарности в межэтнических отношениях, необходимо шире привлекать СМИ для освещения состояния преподавания, изучения русского языка в республиках Российской Федерации и в странах СНГ. Вместе с органами Министерства образования и науки СМИ должны оказывать поддержку странам СНГ в сохранении престижа русского языка.
В странах СНГ набирает силу тяга населения к русскому языку, российской науке и культуре. Между тем руководство некоторых стран, как, например, Грузии и Молдовы, в лучшем случае не способствует распространению и функционированию русского языка, в худшем – вводит ограничительные меры по его изучению. Такая ситуация настоятельно нуждается в обсуждении и оптимизации.
– Какова роль современных СМИ (позитивная и негативная) в создании единого культурного пространства в многонациональной России?
– Мне думается, что принципиальная задача СМИ состоит не столько в создании «единого культурного пространства в многонациональной России», сколько, напротив, в поощрении культурного многообразия.
Между тем нынешние СМИ, специализируются на тиражировании негативной информации. В связи с этим имеет смысл принять в качестве отдельной для СМИ особую программу «Охрана культурного наследия народов России». Надо прекратить очернение истории страны и её народов и содействовать укреплению позитивного имиджа России.
На каналах российского телевидения желательно освещать не только юбилеи известных телеведущих и популярных юмористов и сатириков, но и юбилеи классиков отечественной художественной культуры всех народов бывшего СССР.
Институтам РАН совместно с факультетом журналистики МГУ, творческими союзами и руководством СМИ необходимо создать курсы повышения квалификации журналистов для систематического изучения отечественного и зарубежного опыта.
В 2008 году, объявленном Годом семьи, необходимо шире пропагандировать демографические успехи, оказывать государственную поддержку молодым семьям.
Исключительно важное значение имеет создание благоприятных условий для оптимального развития и функционирования единого информационного, образовательного и коммуникационного пространства СНГ, использования современных инновационных технологий в науке и образовании, а также открытия совместного интернет-сайта Академии наук стран СНГ.
Следует обратиться к правительствам стран СНГ с предложениями:
– о создании в странах СНГ льготных условий налогообложения для научного книгоиздания;
– об установлении таможенных льгот для научного книгообмена между странами СНГ;
– о создании портала электронной информации во всех выходящих в странах СНГ научных изданиях.
– В чём вы видите основные задачи всех ветвей власти в области культуры на современном этапе как ответ на вызовы времени?
– Основные задачи органов законодательной и исполнительной власти вытекают из общей стратегии проэтнического отношения государства к народам России. Особое внимание следует обратить на методологическую разработку и практическую реализацию идеи о том, что этнокультурное разнообразие и русский язык как национальное достояние всех народов России являются общим наследием человечества на поощрение разнообразия форм культурного самовыражения. В соответствии с духом и буквой Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, принятой 20 октября 2005 года на генеральной конференции ООН.
Проведение проэтнической политики в немалой мере связано не только с этнокультурными, но и с этнодемографическими процессами. Первые успехи, достигнутые по прекращению дальнейшего сокращения численности населения России, требуют анализа выводов, а также поиска новых, дополнительных форм по предотвращению дальнейшего обезлюдения регионов России.
Стоит новая задача по оптимизации вяло действующей миграционной политики. Оптимизация миграционных потоков требует, во-первых, создания надёжной правовой основы на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, во-вторых, чёткого и недвусмысленного разграничения полномочий.
Особого внимания и особых усилий требует расширение переговоров со странами-донорами по совершенствованию системы организационных мер вплоть до разработки и реализации конкретных программ.
Создание благоприятных условий для привлечения и цивилизованного обустройства трудовой иммиграции в России, безусловно, будет играть позитивную роль в стремлении значительных групп населения СНГ к интеграции с Россией.
Беседу вёл