ПАМЯТЬ
До конца сентября продлена во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусств выставка фоторабот Юрия Холдина «Фрески Ферапонтова монастыря». Юрий Иванович Холдин, со дня трагической гибели которого в четверг минет 40 дней, посвятил съёмкам собора Рождества Богородицы, расписанного Дионисием, пять лет жизни. Им было создано более 300 фотографических произведений, которые даруют зрителям возможность встречи с фресками великого живописца «лицом к лицу». Такими фрески видят только реставраторы – и то в летний солнечный полдень. Обычно же старинные росписи на куполе, барабане пристально не разглядеть. Да и разглядывать экскурсантам некогда: вошли, экскурсию послушали – и дальше... Что касается популярных репродукций в книжках, то их создатели решали задачу как умели. Ночью включали софиты, освещали стены – и снимали. Окна в результате смотрели чёрными провалами. О цвете и говорить нечего. Короче, о фресках репродукции давали такое же представление, как учебник «Родной речи» – о живописи Левитана и Серова.
Холдин же делал съёмку фресок при дневном свете, который изменчив, как облачка на небе. И добивался освещения, какое бывает в полдень. Он готовил съёмку, словно ставил фильм: с режиссёрской раскадровкой, с лесами, специальными осветительными приборами... И всё это – ради правильного кадра. Такого, который бы сохранил неповторимость оттенков цвета и все трещинки, оставленные временем. Такого, который бы донёс строгость древних ликов, воздушную громаду пространства храма, последовательность развёртывания мысли иконописца. Сохранил бы целостность композиции Дионисия, слияния точки зрения нашей и великого древнего мастера.
Он стремился почти к невозможному – к передаче естественного видения, но средствами искусства фотографии. В отличие от многих мастеров, для которых на первом месте собственное «я», личный взгляд художника, Холдин делал невидимой, незаметной собственную работу, чтобы она стала прозрачнейшим стеклом, собирающим свет Дионисия.
Зрители, которые успели увидеть выставки проекта «Свет фресок Дионисия – миру» в Третьяковской галерее, Новгородском кремле, петербургском выставочном зале Академии художеств, в Костроме, в Политехническом музее, знают об удивительном эффекте фоторабот Юрия Холдина. К ним нельзя привыкнуть. Вроде бы все работы знакомы, но ты приходишь – и встреча с Дионисием происходит снова, словно в первый раз. И каждый раз это новая встреча, живая…
Для этой встречи сегодня не надо ехать за тридевять земель. Достаточно дойти до выставки в музее на Делегатской, 3.
«ЛГ»