Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сохраняя свет Дионисия

01 января 2007

ПАМЯТЬ

До конца сентября продлена во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусств выставка фоторабот Юрия Холдина «Фрески Ферапонтова монастыря». Юрий Иванович Холдин, со дня трагической гибели которого в четверг минет 40 дней, посвятил съёмкам собора Рождества Богородицы, расписанного Дионисием, пять лет жизни. Им было создано более 300 фотографических произведений, которые даруют зрителям возможность встречи с фресками великого живописца «лицом к лицу». Такими фрески видят только реставраторы – и то в летний солнечный полдень. Обычно же старинные росписи на куполе, барабане пристально не разглядеть. Да и разглядывать экскурсантам некогда: вошли, экскурсию послушали – и дальше... Что касается популярных репродукций в книжках, то их создатели решали задачу как умели. Ночью включали софиты, освещали стены – и снимали. Окна в результате смотрели чёрными провалами. О цвете и говорить нечего. Короче, о фресках репродукции давали такое же представление, как учебник «Родной речи» – о живописи Левитана и Серова.
Холдин же делал съёмку фресок при дневном свете, который изменчив, как облачка на небе. И добивался освещения, какое бывает в полдень. Он готовил съёмку, словно ставил фильм: с режиссёрской раскадровкой, с лесами, специальными осветительными приборами... И всё это – ради правильного кадра. Такого, который бы сохранил неповторимость оттенков цвета и все трещинки, оставленные временем. Такого, который бы донёс строгость древних ликов, воздушную громаду пространства храма, последовательность развёртывания мысли иконописца. Сохранил бы целостность композиции Дионисия, слияния точки зрения нашей и великого древнего мастера.
Он стремился почти к невозможному – к передаче естественного видения, но средствами искусства фотографии. В отличие от многих мастеров, для которых на первом месте собственное «я», личный взгляд художника, Холдин делал невидимой, незаметной собственную работу, чтобы она стала прозрачнейшим стеклом, собирающим свет Дионисия.
Зрители, которые успели увидеть выставки проекта «Свет фресок Дионисия – миру» в Третьяковской галерее, Новгородском кремле, петербургском выставочном зале Академии художеств, в Костроме, в Политехническом музее, знают об удивительном эффекте фоторабот Юрия Холдина. К ним нельзя привыкнуть. Вроде бы все работы знакомы, но ты приходишь – и встреча с Дионисием происходит снова, словно в первый раз. И каждый раз это новая встреча, живая…
Для этой встречи сегодня не надо ехать за тридевять земель. Достаточно дойти до выставки в музее на Делегатской, 3. 

«ЛГ»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS