Этой весной группа питерских писателей, выступавшая в маленьком городке Пикалёво, вернулась под сильным впечатлением от пикалёвского детского дома и от его директора Ирины Владимировны Кирилловой – молодой, но очень серьёзной и в своих кругах даже знаменитой.
Выражаясь казённым языком, «Кириллова И.В. награждена почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, дипломом Министерства образования Российской Федерации, дипломом правительства Ленинградской области, почётным дипломом Законодательного собрания Ленинградской области, ей присвоены звания «Женщина года», «Директор года».
Но плоды её трудов видны и невооружённым глазом: комнаты уютно обставлены, дети хорошо одеты, накормлены, но что особо радует – выражение детских мордашек. Это притом, что счастливые дети сюда не попадают. Однако персонал детского дома добивается максимального приближения к домашним условиям – детдомовские дети ходят в те же самые школы и секции, что и дети «домашние». И результаты работы педагогического коллектива радуют именно потому, что равнодушные здесь не задерживаются.
Коллектив детского дома награждён дипломом Всероссийского конкурса «Школа года», дипломом третьей степени областного конкурса «Школа года» и даже дипломом за первое место с присвоением звания «Лучшая школьная столовая Ленинградской области». К приближающемуся 15-летнему юбилею детского дома хотелось бы написать специальную статью, по возможности в стихах, о том, как дети читают, работают на компьютере, занимаются традиционными ремёслами, ухаживают за комнатными растениями, попугаями, рыбками, хомячками, морскими свинками, декоративными кроликами, как стригут траву на газонах, чистят фонтан, возделывают цветник, работают на огороде и фруктовом саду, а затем изложить сухими цифрами, сколько несчастных детей благодаря И. Кирилловой и её команде обрели приёмных родителей, сколько их просто нашли место в жизни, что для детей с подобными судьбами, увы, само по себе большой успех. Этот панегирик можно было бы завершить здравицей за директора-энтузиаста и тех двадцати трёх детей от года до семнадцати, которым после всех испытаний всё-таки выпала удача, – но…
Боюсь, эта педагогическая поэма так и не будет написана не только потому, что не найдётся достойного певца, но и потому, что замечательный детский дом не доживёт до своего пятнадцатилетия. Выражаясь тем же казённым языком, с целью оптимизации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, найдено целесообразным сокращение одного детского дома. А поскольку «наименьшим по мощности» является Пикалёвский детский дом, Советом депутатов принято решение закрыть именно его. Вот так.
В этой мотивировке особенно ошарашивает то, как достоинство дома – его «малогабаритность», позволяющая превратить коллектив в подобие единой семьи, что почти невозможно сделать в масштабе «наибольших по мощности» интернатов-фабрик, – как это достоинство принимается за недостаток. Я не ищу в этой формулировке злого умысла – вполне возможно, мы имеем дело с обычным экономическим упростительством: гуманитарная проблема оценивается по тем же критериям, что и производственная – производительность труда, рентабельность и проч.
Из этого же разряда и учёное слово «оптимизация». Однако я как профессионал, более двадцати лет проработавший в прикладной математике, могу заполнить целые страницы примерами того, как механическое применение оптимизационных методов к проблемам, включающим «человеческий фактор», приводило к нелепым, а то и разрушительным последствиям. Типичный пример: вычисляется, скажем, оптимальное местонахождение железнодорожного разъезда, а персонал прежнего, «неоптимального», вместо того чтобы дружно перебраться на научно обоснованное место, разъезжается кто куда. Потому что на старом месте был пруд, где можно было разводить гусей, а на новом – сухая степь.
Масштабные реорганизации всегда приводят к непредсказуемым результатам. Сработавшийся воодушевлённый коллектив в системе социализации детей, оставшихся без родственного попечения, такая драгоценная синица в руках общества, что нужно беречь её во что бы то ни стало, не соблазняясь никакими витающими в облаках журавлями. Дети не должны лишиться дома во второй раз.
А между тем в нашем распоряжении осталась буквально пара месяцев...
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ