Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Сокровенное дыхание «Распева»

01 января 2007

ОТЗВУКИ

Начнём с того, что этот хор имеет замечательное название – очень многообразное по содержанию и по настроению. Русская традиция хорового пения, широко бытовавшая у всех сословий, так или иначе всегда была традицией благозвучия. О чём бы ни была песня –
о несчастной ли любви купца, о замерзающем ямщике или о священном Байкале, – звучание её гармонично, красиво. Русская песня непременно подразумевает наличие распева. Так или иначе распев слога (именно слога, а не слова), то есть выражение абсолютного чувства над всяким умственно-рациональным началом, и есть то, что отличает русскую песню от какой-либо иной.

Распев – это и духовное песнопение, древняя церковная музыка. Существовали различные стили церковного распева, определявшие собой не только канонические особенности, но и целые исторические эпохи: знаменный распев, киевский, вологодский, новгородский и т.д.
Наконец, распев – это состояние души…
Владимирский муниципальный камерный хор «Распев», отметивший в конце прошлого года 20-летие, полностью соответствует своему названию. Исполнительское естество он выражает без расхождения с богатым смыслом этого Божественного слова. Всегдашнее присутствие души, наполненность чувством, открытость переживания – вот отличительные и уникальные по нашим временам свойства «Распева». Он поёт без напора, аффектирования, позирования приёмами и эффектами – целомудренно. Так, как всегда пели на Руси: в первую очередь с уважением к звуку, с душевным понятием о его значении, с осознанием приближения в пении к Богу. Пение «Распева» – это выражение русской традиции музицирования.
И ведь чувствуется при прослушивании, что это именно владимирский хор. В самой его звучности удивительным образом присутствует дыхание Владимирской земли! Слушая «Распев», порой даже видишь с закрытыми глазами эти храмы, деревни, леса, ополье, эту древнюю, страдальную и прекрасную землю, ни на что в мире больше не похожую, всю в себе во веки веков. Как незримый фон присутствуют и краса этой земли, и простор её, и даже аромат (дым от печек!). У «Распева» имеется, можно сказать, генетическая основа звучности; такое дорогого стоит.
Потому, наверное, в исполнительском настрое «Распева» различается сугубо народная душевная простота и чистота, сохранить которую в академическом коллективе, тем более в наши дни, очень трудно. Размышляя об этом, нельзя не восхититься мудростью создателя и руководителя хора, заслуженного деятеля искусств России, профессора Натальи Колесниковой. Она каким-то удивительным образом сочетает несочетаемое: с одной стороны – сосредоточенность, строгое затворничество (спутник всякого серьёзного дела), ежедневный скромный труд, чем-то напоминающий монашество или послушание, без которого не получишь никаких долговременных результатов; с другой стороны – «хождение» в большой современный мир, международные гастроли (Ирландия, Дания, Германия, Швейцария, Болгария, Финляндия, Великобритания), участие в крупнейших российских фестивалях – Пасхальном, Всероссийских хоровых ассамблеях, – то есть постоянная концертная деятельность, успех, без чего тоже невозможно полноценное существование исполнительского коллектива. И при этом постоянные поездки по области, во внутреннюю Россию, где хор любят и встречают просто как близкую душу (сам свидетель тому), с предвкушением радости от концерта, только при полных залах. Доктрина Н. Колесниковой проста до банальности, хотя и обрекает на неизбежные материальные трудности: во главу угла она ставит не какие-то обыденно конкретные (коммерческие, амбициозные, сиюминутные) задачи, а – музыку. В своей владимирской «келье» строго до суровости бережёт её абсолютное главенство. Уникальнейший случай в наши дни!
На юбилейном концерте во Владимирской филармонии, который длился два с половиной часа без перерыва при неослабном трепетном внимании зала (я такого давно не видел!), программа хора поразила своим жанровым разнообразием. Тёплыми слезами плачущие о русском былом Свиридов («Как песня родилась») и Гаврилин («Вечерняя музыка» из «Перезвонов»), произведения современных композиторов («Край любимый» Р. Леденёва, «Незнакомка» Ю. Фалика, «Камешек» И. Вишневского), джазовые вещи, вальс «Амурские волны» и песни 1960–70-х годов в современных обработках, «Ария» Баха, «Степь да степь кругом» в классической обработке В. Калистратова, номера из «Литургии» С. Рахманинова, из церковно-певческого обихода XIX века, виртуозный исполнительский росчерк в «Стрекотунье-белобоке» из свиридовского «Пушкинского венка». И всё на уровне единой планки качества, без послаблений, исполнительски выверенно. Разнообразие жанров репертуара, присутствие в нём современной светской музыки всегда говорит о серьёзности отношения руководителя к творческому развитию своего коллектива (а хор полноценно развивается только в процессе непрерывного обновления репертуара).
Конечно, определённая свобода деятельности хора «Распев» была бы невозможна без материальной поддержки администрации города Владимира. Певцы хора получают зарплату – пусть очень небольшую, но получают, – а это очень важно не только для хлеба насущного, но и для самосознания. Пошили новые костюмы, выпустили к юбилею хороший буклет. Спасибо руководителям города, поддерживающим в лице «Распева» отечественную культуру, – это ныне тоже большая редкость.
Что такое хор для России? Это как бы она сама, её душа в звуках. Заниматься в России хоровым делом, тем более в теперешней России, – это всё равно что молиться за неё. Голос «Распева» – это молитвенный голос, причём больше в значении общедуховном, чем церковно-обиходном. Идущий как бы из некой лично переживающей души, а не по какому-то официальному случаю. Слушая «Распев», забываешь обо всём, кроме его звучания и музыки. Это трепетная, немного неземная звучность, особенно в тихой музыке... 

Алексей ВУЛЬФОВ, ВЛАДИМИР–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Алексей Вульфов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS