Начнём с того, что этот хор имеет замечательное название – очень многообразное по содержанию и по настроению. Русская традиция хорового пения, широко бытовавшая у всех сословий, так или иначе всегда была традицией благозвучия. О чём бы ни была песня –
о несчастной ли любви купца, о замерзающем ямщике или о священном Байкале, – звучание её гармонично, красиво. Русская песня непременно подразумевает наличие распева. Так или иначе распев слога (именно слога, а не слова), то есть выражение абсолютного чувства над всяким умственно-рациональным началом, и есть то, что отличает русскую песню от какой-либо иной.
Распев – это и духовное песнопение, древняя церковная музыка. Существовали различные стили церковного распева, определявшие собой не только канонические особенности, но и целые исторические эпохи: знаменный распев, киевский, вологодский, новгородский и т.д.
Наконец, распев – это состояние души…
Владимирский муниципальный камерный хор «Распев», отметивший в конце прошлого года 20-летие, полностью соответствует своему названию. Исполнительское естество он выражает без расхождения с богатым смыслом этого Божественного слова. Всегдашнее присутствие души, наполненность чувством, открытость переживания – вот отличительные и уникальные по нашим временам свойства «Распева». Он поёт без напора, аффектирования, позирования приёмами и эффектами – целомудренно. Так, как всегда пели на Руси: в первую очередь с уважением к звуку, с душевным понятием о его значении, с осознанием приближения в пении к Богу. Пение «Распева» – это выражение русской традиции музицирования.
И ведь чувствуется при прослушивании, что это именно владимирский хор. В самой его звучности удивительным образом присутствует дыхание Владимирской земли! Слушая «Распев», порой даже видишь с закрытыми глазами эти храмы, деревни, леса, ополье, эту древнюю, страдальную и прекрасную землю, ни на что в мире больше не похожую, всю в себе во веки веков. Как незримый фон присутствуют и краса этой земли, и простор её, и даже аромат (дым от печек!). У «Распева» имеется, можно сказать, генетическая основа звучности; такое дорогого стоит.
Потому, наверное, в исполнительском настрое «Распева» различается сугубо народная душевная простота и чистота, сохранить которую в академическом коллективе, тем более в наши дни, очень трудно. Размышляя об этом, нельзя не восхититься мудростью создателя и руководителя хора, заслуженного деятеля искусств России, профессора Натальи Колесниковой. Она каким-то удивительным образом сочетает несочетаемое: с одной стороны – сосредоточенность, строгое затворничество (спутник всякого серьёзного дела), ежедневный скромный труд, чем-то напоминающий монашество или послушание, без которого не получишь никаких долговременных результатов; с другой стороны – «хождение» в большой современный мир, международные гастроли (Ирландия, Дания, Германия, Швейцария, Болгария, Финляндия, Великобритания), участие в крупнейших российских фестивалях – Пасхальном, Всероссийских хоровых ассамблеях, – то есть постоянная концертная деятельность, успех, без чего тоже невозможно полноценное существование исполнительского коллектива. И при этом постоянные поездки по области, во внутреннюю Россию, где хор любят и встречают просто как близкую душу (сам свидетель тому), с предвкушением радости от концерта, только при полных залах. Доктрина Н. Колесниковой проста до банальности, хотя и обрекает на неизбежные материальные трудности: во главу угла она ставит не какие-то обыденно конкретные (коммерческие, амбициозные, сиюминутные) задачи, а – музыку. В своей владимирской «келье» строго до суровости бережёт её абсолютное главенство. Уникальнейший случай в наши дни!
На юбилейном концерте во Владимирской филармонии, который длился два с половиной часа без перерыва при неослабном трепетном внимании зала (я такого давно не видел!), программа хора поразила своим жанровым разнообразием. Тёплыми слезами плачущие о русском былом Свиридов («Как песня родилась») и Гаврилин («Вечерняя музыка» из «Перезвонов»), произведения современных композиторов («Край любимый» Р. Леденёва, «Незнакомка» Ю. Фалика, «Камешек» И. Вишневского), джазовые вещи, вальс «Амурские волны» и песни 1960–70-х годов в современных обработках, «Ария» Баха, «Степь да степь кругом» в классической обработке В. Калистратова, номера из «Литургии» С. Рахманинова, из церковно-певческого обихода XIX века, виртуозный исполнительский росчерк в «Стрекотунье-белобоке» из свиридовского «Пушкинского венка». И всё на уровне единой планки качества, без послаблений, исполнительски выверенно. Разнообразие жанров репертуара, присутствие в нём современной светской музыки всегда говорит о серьёзности отношения руководителя к творческому развитию своего коллектива (а хор полноценно развивается только в процессе непрерывного обновления репертуара).
Конечно, определённая свобода деятельности хора «Распев» была бы невозможна без материальной поддержки администрации города Владимира. Певцы хора получают зарплату – пусть очень небольшую, но получают, – а это очень важно не только для хлеба насущного, но и для самосознания. Пошили новые костюмы, выпустили к юбилею хороший буклет. Спасибо руководителям города, поддерживающим в лице «Распева» отечественную культуру, – это ныне тоже большая редкость.
Что такое хор для России? Это как бы она сама, её душа в звуках. Заниматься в России хоровым делом, тем более в теперешней России, – это всё равно что молиться за неё. Голос «Распева» – это молитвенный голос, причём больше в значении общедуховном, чем церковно-обиходном. Идущий как бы из некой лично переживающей души, а не по какому-то официальному случаю. Слушая «Распев», забываешь обо всём, кроме его звучания и музыки. Это трепетная, немного неземная звучность, особенно в тихой музыке...
, ВЛАДИМИР–МОСКВА