Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Сокровенный человек

01 января 2007

«Сокровенный человек» – это определение Андрея Платонова, думаю, подходит к отмечающей в эти дни юбилей Инне Ивановне Ростовцевой, которая, как и Платонов, связана с Воронежем. Сокровенные люди не являются людьми внешнего успеха, блестящей карьеры – это люди внутреннего богатства, постоянной и настойчивой работы.

Моему знакомству с Инной Ивановной уже 23 года, с тех пор как я опубликовал в венском журнале статью об Алексее Прасолове, которая привлекла её внимание. Однако наше знакомство в определённом смысле началось ещё раньше, а именно в тот день, когда я приобрёл в киоске на главной улице города Воронежа маленький сборник лирики Алексея Прасолова 1978 года издания. Тогда в книжных магазинах художественная литература была представлена довольно скудно, и уже по этой причине сборник, имя автора которого я ещё не слышал, пробудил мой интерес. К тому же выяснилось, Прасолов был тесно связан с Воронежской областью и городом, в котором я должен был провести один год в качестве стипендиата.

Без моего знакомства с лирикой Алексея Прасолова через шесть лет после его смерти я, вероятно, также никогда бы не познакомился с Инной Ивановной: его литературные произведения должны были связать нас, представителей двух различных стран, культур и языков. На этом основывается наша дружба, которая также помогает сохранить мне воспоминания о городе, который был для меня местом встречи с Россией, о людях, которые познакомили меня с русской культурой, наконец, просто дорогие воспоминания о прошлом.

Связывает меня с Инной Ивановной не только Алексей Прасолов. Это и австрийский лирик Георг Тракль (1887–1914), который очень много значит для нас обоих. Инна Ивановна перевела некоторые его стихотворения на русский язык, я же с давних пор живу в городе Зальцбурге, где родился Георг Тракль. Так что неудивительно, что однажды мы встретились именно здесь, чтобы пройти по следам Георга Тракля. Инна Ивановна написала об этом стихи.

В одном из стихотворений речь идёт о прогулке по парку старой летней резиденции Хельбрунн. Здесь в образах лебедей в одном из прудов, уже описанных Траклем, рядом с детьми, играющими там, появляются тени двух поэтов: «Остаток дня, прогнившие ступени, Два лебедя, пристывшие к краям Судьбы. Доверчивые дети, тени Поэтов двух – где Осень, тленье, пенье…» Я полагаю, что это Алексей Прасолов здесь встречается с Георгом Траклем, так как обоих связывает большее, чем общее время, или общее пространство, или общий язык. Оба – примеры трагического существования, примеры судеб изгоев общества. Обоих ждал слишком ранний и трагический конец, Тракль стал жертвой Первой мировой войны, Прасолов – добровольно ушёл из жизни. Оба были забыты после их смерти. Тракль был вновь открыт только после Второй мировой войны, Прасолов – в 80-е годы прошлого века.

Однако обоих можно было бы назвать «сокровенными поэтами», которые внешне просты и доступны, но чей внутренний мир сложен и глубок.

В «австрийских» стихотворениях Инны Ивановны прослеживается связь между Траклем и Прасоловым – их связывает личность самой поэтессы, в том числе и её имя. В стихотворении «Речка моего имени» река Инн выступает носителем имени, с которого Прасолов заботливо-нежно начинает некоторые свои письма: «Инн мой, Инн!» На реке Инн, однако, лежит город Инсбрук, в пригороде которого погребён Георг Тракль («Ты похоронен рядом с речкой»), в то время как другой поэт, Прасолов, пребывает в поисках этой реки: «Как он мечтал, что вместе мы найдём Ту речку с именем моим, Но оба – мёртвый и живая – мы стоим На месте том, где бьётся мысль, фантом». Два поэта в поэзии Ростовцевой, в её письмах обретают плоть в имени, продолжают жить – это отражает река, символ постоянно обновляющейся жизни, которая как в Тироле, так и в России несёт свои воды: «Живые речки бродят по земле Воронежской…»

Сегодня стало очевидным, насколько важны письма Алексея Прасолова для понимания его личности и творчества. Их можно понимать как «роман в письмах», о чём Инна Ивановна пишет в предисловии к сборнику «Я встретил ночь твою» (Москва, 2003). Инна Ивановна, адресат этих писем, выступает в этом романе протагонистом, и в то же время она – его ответственный редактор, который эти письма тщательно подготовила и прокомментировала. Она – близкая знакомая и возлюбленная умершего 40 лет назад поэта, и она – филолог и автор, который открывает сегодня по-новому его творчество. Это та же река, в которой она стоит и из которой черпает, – река Инн…

Алоиз ВОЛДАН, профессор кафедры славистики Венского университета, Зальцбург–Вена, 2008

Обсудить в группе Telegram

Алоиз Волдан

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вдохновение и Наследие

    17.06.2025
  • «Не бойся – проживи!»

    17.06.2025
  • Хранитель традиционной культуры

    15.06.2025
  • Глубинам космоса внимаю

    15.06.2025
  • Семь небес

    14.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS