Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сокровища и сокровенные реликвии самураев

01 января 2007

ВЫСТАВКА

Выставки из собраний Лувра, венского Музея истории искусств, дрезденских Зелёных Сводов, Государственного Эрмитажа и пекинского Музея императорского дворца – всё это уже демонстрировалось в музеях Московского Кремля. И вот, наконец, прибыла долгожданная гостья – выставка «Самураи. Сокровища воинской знати Японии» из собрания Токийского Национального музея.

Экспозиция состоит из двух основных разделов. В выставочном зале Успенской звонницы представлены оружие и доспехи самураев. Меч, безусловно, был и остаётся символом воинского сословия, воплощением духа самурая, главным сокровищем воина. Не теряя своей функциональной значимости, меч символизировал непреходящую ценность красоты и изысканности. Среди отобранных на выставку клинков – меч тати мастера Ясуцуна XI века, самый старый из сохранившихся в Японии. Статус национального сокровища носит меч тати мастера Сукэдзанэ XIII века, принадлежавший знаменитому самурайскому клану Кисю Такугава. Клинки и мечи в ножнах демонстрируют высочайшее мастерство средневековых японских оружейников и поражают совершенством формы. И тем не менее нельзя забывать, что это были совершенные орудия убийства: надпись на хвостовике, выполненная инкрустацией золотом (меч катана мастера Нагасонэ Котэцу) свидетельствует, что в 1663 году испытатель мечей Ямано Нагахиса перерубил этим мечом труп по линии ниже пупка – в самой толстой части. 

В XV–XVI веках у японских оружейников уже существовали стандарты, по которым оценивались мечи. Важнейшую роль в этом деле играла так называемая линия хамон. Специфика её у различных мечей разнится. Мастерство оружейника определялось ещё и по тому, как эта линия выглядит. Например, меч катана мастера Цуда Сукэхиро, являющийся особо ценным предметом искусства. Его хамон напоминает набегающие и отступающие бурные волны. Этот предмет завораживает своей абсолютной красотой, совершенством формы, хотя, с другой стороны, этим оружием было убито немало людей. Также в экспозиции представлены гарды для мечей, наборы лаковых ножен и аксессуары для украшения оружия. Всё это высоко ценилось, как и работа мастеров, их изготавливающих. Рукоятка меча обтягивалась, как правило, весьма экзотическими материалами. Например, в одном случае это кожа ската. Она бралась у него с загривка – с задней части шеи. Хранение клинка – целый ритуал. На него надевают специальное приспособление, именуемое хабакой, укладывают в деревянный футляр и заливают специальным маслом. Футляр помещают в шёлковый чехол. 

Нина ДЗАСОХОВАВторой раздел, представленный в Одностолпной палате Патриаршего дворца, посвящён духовной культуре воинской знати. Владетельные князья были патронами театра Но, они и сами нередко участвовали в театральных представлениях, а маски и костюмы Но были фамильными реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение. На выставке представлены 3 маски. Две мужские, а одна предназначена для исполнения роли молодой женщины, так называемая маска мамби, то есть «многообольстительная». В ней особое очарование, выделяющее её среди других женских масок. Глаза открыты чуть шире обычного, черты лица чуть более округлые. Считается, что маску мамби придумал и вырезал Симоцу Сёсин, резчик, служивший в храме Хонгандзи. 

Различные литературные ассоциации могут вызывать набойки и филигранные вышивки по ткани для женских платьев. Например, платье хитоэ из лилового шёлкового газа с изображением растений, развешанных для сушки рыбачьих сетей, пришвартованных к берегу лодок. 

Важной частью этой экспозиции являются предметы чайной церемонии. Знатные воины не только приглашали в свои замки известных мастеров чайной церемонии, но и собирали редкие образцы утвари для неё – бронзовые сосуды, лаковые и керамические изделия, привезённые из Китая. 

Ирина ДОЛГОПОЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Ирина Долгополова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS