Выставки из собраний Лувра, венского Музея истории искусств, дрезденских Зелёных Сводов, Государственного Эрмитажа и пекинского Музея императорского дворца – всё это уже демонстрировалось в музеях Московского Кремля. И вот, наконец, прибыла долгожданная гостья – выставка «Самураи. Сокровища воинской знати Японии» из собрания Токийского Национального музея.
Экспозиция состоит из двух основных разделов. В выставочном зале Успенской звонницы представлены оружие и доспехи самураев. Меч, безусловно, был и остаётся символом воинского сословия, воплощением духа самурая, главным сокровищем воина. Не теряя своей функциональной значимости, меч символизировал непреходящую ценность красоты и изысканности. Среди отобранных на выставку клинков – меч тати мастера Ясуцуна XI века, самый старый из сохранившихся в Японии. Статус национального сокровища носит меч тати мастера Сукэдзанэ XIII века, принадлежавший знаменитому самурайскому клану Кисю Такугава. Клинки и мечи в ножнах демонстрируют высочайшее мастерство средневековых японских оружейников и поражают совершенством формы. И тем не менее нельзя забывать, что это были совершенные орудия убийства: надпись на хвостовике, выполненная инкрустацией золотом (меч катана мастера Нагасонэ Котэцу) свидетельствует, что в 1663 году испытатель мечей Ямано Нагахиса перерубил этим мечом труп по линии ниже пупка – в самой толстой части.
В XV–XVI веках у японских оружейников уже существовали стандарты, по которым оценивались мечи. Важнейшую роль в этом деле играла так называемая линия хамон. Специфика её у различных мечей разнится. Мастерство оружейника определялось ещё и по тому, как эта линия выглядит. Например, меч катана мастера Цуда Сукэхиро, являющийся особо ценным предметом искусства. Его хамон напоминает набегающие и отступающие бурные волны. Этот предмет завораживает своей абсолютной красотой, совершенством формы, хотя, с другой стороны, этим оружием было убито немало людей. Также в экспозиции представлены гарды для мечей, наборы лаковых ножен и аксессуары для украшения оружия. Всё это высоко ценилось, как и работа мастеров, их изготавливающих. Рукоятка меча обтягивалась, как правило, весьма экзотическими материалами. Например, в одном случае это кожа ската. Она бралась у него с загривка – с задней части шеи. Хранение клинка – целый ритуал. На него надевают специальное приспособление, именуемое хабакой, укладывают в деревянный футляр и заливают специальным маслом. Футляр помещают в шёлковый чехол.
Второй раздел, представленный в Одностолпной палате Патриаршего дворца, посвящён духовной культуре воинской знати. Владетельные князья были патронами театра Но, они и сами нередко участвовали в театральных представлениях, а маски и костюмы Но были фамильными реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение. На выставке представлены 3 маски. Две мужские, а одна предназначена для исполнения роли молодой женщины, так называемая маска мамби, то есть «многообольстительная». В ней особое очарование, выделяющее её среди других женских масок. Глаза открыты чуть шире обычного, черты лица чуть более округлые. Считается, что маску мамби придумал и вырезал Симоцу Сёсин, резчик, служивший в храме Хонгандзи.
Различные литературные ассоциации могут вызывать набойки и филигранные вышивки по ткани для женских платьев. Например, платье хитоэ из лилового шёлкового газа с изображением растений, развешанных для сушки рыбачьих сетей, пришвартованных к берегу лодок.
Важной частью этой экспозиции являются предметы чайной церемонии. Знатные воины не только приглашали в свои замки известных мастеров чайной церемонии, но и собирали редкие образцы утвари для неё – бронзовые сосуды, лаковые и керамические изделия, привезённые из Китая.