Кто не ходил – ходит
Сольвычегодск – городок на юге Архангельской области с населением менее трёх тысяч человек. Я была там лет десять назад. Наверное, осталось у меня от той поездки чувство какой-то неудовлетворённости, и в нынешние новогодние каникулы мы с подругой решили съездить в Сольвычегодск ещё раз.
Билеты взяли до Котласа. Оттуда в Сольвычегодск несколько раз в день ходят автобусы. Но ждать автобуса не пришлось, на остановке подошёл мужчина и предложил за умеренную плату быстро, по ледовой переправе через Вычегду, доставить нас в город. Сам он из Сольвычегодска, привёз знакомых к поезду и хотел взять попутчиков на обратную дорогу.
Спустя полчаса мы стояли на крыльце типичного для северных городков двухэтажного деревянного дома с вывеской «Гостиница». Наш водитель, который, как оказалось, живёт на соседней улице, о её существовании не знал. На двери гостиницы висело объявление с номером мобильного телефона, по которому нужно звонить, если администратора нет на месте. Как выяснилось позже, из квитанции об оплате, у гостиницы даже есть название – «Вычегда». Других постояльцев мы там не встретили.
Сольвычегодск не относится к числу древнейших русских городов. Он стал складываться и быстро развиваться лишь в XVI веке. Основой процветания города стало солеварение, удобное расположение на судоходной реке и ещё «человеческий фактор» в лице Аники (Иоаникия) Строганова и его многочисленного семейства.
Родился Аника в Новгороде в конце XV века и был младшим сыном в семье. Его отец перебрался на Вычегду и занялся здесь соляным промыслом. Но отец вскоре умер, умерли, не оставив наследников, и три старших брата Аники. Так у него оказалось всё семейное имущество: земля, несколько соляных варниц, капитал. И надо сказать, имущество попало в хорошие руки. Деятельный Аника и его сыновья скупали соляные угодья, строили новые варницы, поглощали и разоряли мелких и не очень мелких собственников. К середине XVI века им принадлежала почти половина посадской земли Сольвычегодска, а к XVII веку конкурентов в городе у Строгановых не осталось. В своих варницах они произвели около трёх миллионов пудов соли, которую продавали во всех русских городах.
Соль в городе с тех времён не перевелась. Один из солёных источников можно увидеть в центре города. Здесь стоит небольшая рубленая деревянная башенка, возле неё открытый бассейн, посреди которого бьёт ключ. Несмотря на десятиградусный мороз, льда нет – вода очень солёная. Вытекающий из бассейна ручеёк через несколько метров впадает в Солёное озеро, из него речка Усолка бежит к Вычегде. На этих берегах и стояли соляные варницы.
Сейчас соль в городе не производят, но используют. Сольвычегодск – это бальнеологический и грязевой курорт. Целебные свойства местных источников и грязей Солёного озера исследовали с начала XX века, курорт открыли в 1923 году. Одна местная жительница, расхваливая нам чудодейственные свойства здешних грязей, говорила: «Кто не ходил – ходит, кто не рожал – рожает». Не сразу, конечно, желательно проходить курсы лечения года три, не меньше. Её пожилые родственники приезжают сюда регулярно из Туапсе.
На поминок ныне и впредь
Главное здание в городе – Благовещенский собор, который стоит на холме на берегу Вычегды. Стареющий Аника и его сыновья заложили его в 1560 году как домовую церковь Строгановых, «по себе на память и на поминок ныне и впредь». Собор несколько раз горел, потом отстраивался, меняя свой облик. После одного из пожаров в начале XIX века вместо прежней звонницы появилась ампирная колокольня.
Сейчас в соборе располагается историко-художественный музей. Очень интересны своей необычностью и красотой Царские врата иконостаса. Их фон выложен подцвеченной слюдой, поверх неё идут ажурные прорезные позолоченные накладки из олова. Всё это при хорошем освещении сливается в единый многоцветный сверкающий узор. Но настоящие шедевры находятся в соседнем помещении, крытой галерее храма: старинные иконы, вышитые пелены и ризы, богатая церковная утварь.
Аника был неприхотлив в личных потребностях, донашивал потёртые кафтаны предков, но платил огромные суммы за иконы и книги. Иконы для храма первоначально писали изографы царской Оружейной палаты. Позже Строгановы открыли свои иконописные мастерские, где сложился особый стиль – строгановское письмо. В ювелирных мастерских делали драгоценные оклады для икон и церковную утварь. Мастерские лицевого шитья работали в их вотчинах с конца XVI века, изготавливая различные покровы, плащаницы, пелены поистине ювелирной работы. Почти промышленный выпуск «строгановского» шитья связан с именем Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова. Она сама была прекрасной мастерицей и обладала к тому же строгановским талантом налаживать дело. Правда, «массовое» производство повлекло за собой некоторую утрату тонкости, уникальности и «душевности» работ.
Внутри стен собора есть несколько лестниц, ходов. По легенде, есть здесь и тайники, которые Строгановы использовали то ли как хранилище для сокровищ, то ли как место заточения неугодных себе людишек. Походив в подклетах храма, мы поднялись на колокольню, откуда открываются захватывающие панорамы Вычегды, города и окрестностей. Когда высказали сожаление, что из-за сумерек не сможем всё это великолепие толком сфотографировать, девушка-смотрительница предложила прийти завтра, билеты-то в музей и квитанция за фотосъёмку у нас уже есть.
В маленьких российских городках, неизбалованных (и неиспорченных) потоком туристов, официальные расписания и правила – некоторая условность. Нужно просто поговорить, и двери откроются. Так, почти неожиданно для себя, мы вечером оказались в Музее Сталина. Зайдя в пятом часу в «Мелочную лавку» – маленький, состоящий из двух комнат, музейчик, узнали, что постоянного смотрителя в доме Сталина нет, туда по договорённости водит посетителей как раз здешняя девушка-смотрительница, и, если мы хотим, то можно сходить туда прямо сейчас. Конечно, мы хотели.
Музей, в который мы пришли, имеет два названия. Вывеска на улице сообщает, что это «Дом-памятник политической ссылки», а во дворе перед крыльцом доска с надписью «Музей И.В. Сталина» и полочка для цветов. Музейные работники тоже часто оговариваются, называя музей то так, то этак. Дело в неоднозначном отношении к Иосифу Виссарионовичу. Эта неоднозначность сквозит и в названии улицы – Ленина. Назвать её именем Сталина не решились, но большое политическое значение улицы подчеркнуть нужно было.
В начале XX века число ссыльных в Сольвычегодске доходило до 500 человек, а местных жителей было около 1700. Ссыльные получали пособие от государства, материальную помощь от друзей и родственников. Можно сказать, что бюджет города и местных жителей существенно пополнялся за счёт этих денег. Но первые ссыльные здесь появились гораздо раньше. Это были пленные шведы, их привезли в 1710 году после Полтавского сражения. Ещё известно, что несколько месяцев в 1827 году здесь жил двоюродный дядя Пушкина, полковник Павел Исаакович Ганнибал, человек буйного и взбалмошного характера. В ресторанном кутеже стал он в подпитии высказываться, что декабристов наказали слишком сурово. Собутыльник донёс. Ганнибала арестовали, посадили в Петропавловскую крепость, после допросов сослали в Сольвычегодск. Но дурной характер не дал ему задержаться и здесь. Кутил, играл, делал долги, волочился за женщинами, к купцам, несмотря на их капиталы, относился презрительно, как-то вытолкал взашей самого городничего. Есть сведения, что он даже позволял себе палить из маленькой сигнальной пушки прямо с балкона дома Пьянковых, где ему выделили комнату. Долго его в Сольвычегодске терпеть не стали, и поехал Ганнибал дальше на север, на Соловки.
Козьма Прутков как приманка
Дом Пьянковых стоит на улице Ленина и сейчас. Он ветшает, многие окна разбиты, в нижнем этаже работает пара магазинчиков. Десять лет назад магазинов здесь было больше, а во дворе стояли палатки небольшого рынка. Эти частные магазинчики в трудные переходные годы спасли дом от полного упадка. Магазины отапливались, окна были застеклены, протечки устранялись, а это значит, что в помещение не задувало снег, не попадал дождь, фундаменты и несущие стены дома не отсыревали, не трескались.
Дом Пьянковых – большой усадебный дом в стиле классицизма, с двумя флигелями и обширным парадным двором. Такой органично смотрелся бы на старых улицах Москвы. В Архангельской области и близлежащих районах Вологодчины он один. Что подвигло купца Пьянкова вместо небольшого двухэтажного каменного особнячка, как у всех, выстроить такую махину, неизвестно, но дом этот счастья ему не принёс. То ли постройка дома, то ли другие обстоятельства тому виной, но Пьянков вскоре разорился и умер. Сестра и жена начали судебную тяжбу за дом, потом случился пожар, средств на ремонт не было, и дом был продан городским властям. С тех пор в нём располагались разные присутственные места, в том числе полицейский участок. А хозяйственные постройки на заднем дворе оборудовали под тюрьму. Музейные работники очень радовались, что на реставрацию дома Пьянкова наконец-то выделены деньги.
Сольвычегодск явно пытается стать городом для туристов, но находится пока в начале пути. Отреставрирован Благовещенский собор, передан церкви собор Введенского монастыря, великолепный и редкий образец строгановского барокко, приводится в порядок Спасообыденная церковь, на исторических зданиях закреплены информационные доски, открываются новые объекты показа. Пристроили к делу даже Козьму Пруткова, который хотя и не существовал, но биография-то у него есть. И биография утверждает, что появился он на свет 11 апреля 1803 года в деревеньке Тентелевой неподалёку от Сольвычегодска. В местной библиотеке открыли небольшой музейчик имени Козьмы Пруткова, летом проводят фестивали юмора, ему же посвящённые.
Туристов в Сольвычегодске пока маловато, но они есть. В первую очередь это отдыхающие курорта. Их культурная программа включает экскурсии по местным достопримечательностям. Вторым фактором, увеличившим количество туристов, стало объявление Великого Устюга родиной Деда Мороза. Из Устюга в Сольвычегодск (с пересадкой в Котласе) можно съездить на день. Ну и третье, в последние годы неплохо развивается автомобильный туризм. Как ни ругают российские дороги, но они есть, и всё чаще встречаются люди, которые целыми компаниями отправляются в путешествие по стране.
Уезжали мы из Сольвычегодска на следующий день. На автобусной остановке встретили знакомого водителя, он готов был снова предложить свои услуги. Работы для мужчин в городе мало. Наш водитель ездит вахтами на разработку какого-то месторождения в ста километрах к северу от Воркуты, а в свободное время подрабатывает дома извозом.
Туризм мог бы дать городу новые рабочие места и толчок к развитию. Примером тому соседний Великий Устюг. Нашлась бы работа и для мужчин, ведь туристам помимо показов нужны и активные развлечения. Да и строительство – мужское дело, а оно бы пошло.