Хотя по негласной творческой табели о рангах его впору уподобить генералу – как-никак народный артист всея Российской Федерации, – Фёдора Чеханкова хочется назвать солдатом. Не только потому, что вся его творческая жизнь прошла в стенах Театра Армии. И даже не благодаря впервые прославившему его одноимённому герою замечательного детского спектакля «Солдат и Ева», которую он с бессменной партнёршей Ларисой Голубкиной играл более 15 лет кряду.
Он – настоящий солдат своей профессии, солдат однажды раз и навсегда избранного пути, верный часовой единственной сцены-бастиона, которой хранил верность, невзирая ни на что.
Нельзя сказать, что актёрская судьба как-то уж особо благоволила к Чеханкову. При том, что, конечно, был в его биографии и Альдемаро из «Учителя танцев» – роль, полученная им в своё время из рук самого Владимира Зельдина и исполненная не менее 900 раз… И телевизионная карьера, начатая в гремевшей некогда передаче «Артлото»… И тысячи, десятки тысяч концертов, где он всегда желанный гость, всегда – вне зависимости от того, сцена это престижной столичной площадки или дощатые подмостки армейского клуба какого-то отдалённого гарнизона – равно блистателен, победителен, остроумен. И честен. Перед собой и перед зрителем.
Поздравляя Фёдора Яковлевича с этой невероятной датой – 70-летием (честное слово, так молодо в этом возрасте люди не выглядят, так легко не двигаются, такой поистине юношеский интерес ко всему, что происходит в мире большого искусства, не сохраняют!), мы желаем ему только одного. Новых ролей – таких, что могли бы стать адекватной наградой за его солдатское, рыцарское отношение к профессии. И искренне надеемся, что первым в этом ряду станет великий образ Башмачкина, который он сейчас репетирует в родном театре, в том окопе, где он сам себе приказал «Стоять насмерть!».
«ЛГ»