Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 марта 2014 г.
  4. № 11 (6454) (19.03.2014)

«Солдат империи»: прерванный монолог

19 марта 2014

В 2012 году канал «Россия 1» показал фильм-монолог Александра Проханова «Солдат империи». В июле вышли 4 серии цикла. Через полгода – 5-я и 6-я, после чего рассказ вновь оборвался.

С продолжением явно творилось что-то не то. Несмотря на успех первых серий, его загнали в ночной эфир. Он вышел скромно, без громких анонсов, однако сам послужил анонсом сериала Николая Сванидзе, который выскакивал в рекламных паузах как грядущий разоблачитель.

7-й и 8-й серий «Солдата империи» зрители не дождались вообще. К юбилею Александра Проханова была показана серия без номера, которая выглядела как заключительная.

Что же происходит с интереснейшим циклом? Об этом мы попросили рассказать шеф-редактора проекта Валерия РОКОТОВА.

Фильм «Солдат империи» зрителю не дают досмотреть. Пока Проханов говорил о делах давно минувших дней, всё было более или менее в норме. А как только переступил границу 1991 года, был остановлен.

Если называть вещи своими именами: 7-я и 8-я серии запрещены. Другой формулировки я подобрать не могу. Работа над 9–11-й сериями заморожена. Канал не даёт отмашку, а производящая компания активности не проявляет. Производитель страшится выяснить судьбу проекта, поскольку это может вызвать гнев телевизионных богов. С Олимпа будет направлена молния в продюсера, и он погорит.

Вот пусть либералы больше не заикаются о советской цензуре. Они делают то же самое. Никакого экстремизма в рассказе писателя нет, если кто об этом подумал. Просто он говорит не то, что мило слуху либеральных господ.

5–8-я серии цикла были сданы на канал в начале августа 2012 года! Их планировали к эфиру с колёс, но показали через полгода. И не четыре серии, а только две, в которых говорилось о перестройке. При этом было сделано всё, чтобы фильм не заметили. Его не только не рекламировали. Его сознательно загоняли за полночь, пропуская вперёд по три серии криминального барахла.

Когда в наше кино без мыла влез Сванидзе, пиаря свою песнь о Гайдаре и Яковлеве, всё стало ясно. Полугодовой перерыв понадобился, чтобы идеолог подготовился к бою – подкачался, нарастил мощь аргументов и долбанул.

Для этого Сванидзе выделили огромный бюджет и отправили в путешествие, откуда он должен был вернуться с потрясающим по убедительности продуктом. Что в итоге получилось, все видели – муть перестроечная. Он снова поставил свою заезженную пластинку, про которую говорят: «Есть ложь, есть большая ложь, а есть «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».

Сегодня либералы уже не могут без патриотов. Не смотрит их никто и не слушает. Они вынуждены давать слово патриотам. Тогда и их пропаганда не пропадёт. Это новое качество идеологической работы, и не каждый либерал берёт этот барьер сложности.

Когда Проханов выступал на «Эхе Москвы», слышался скрип зубов Венедиктова. Он в соседней комнате сходил с ума, но не вмешивался. А на канале «Россия 1» вмешались. Кто именно особо усердствовал, пуская под откос «Солдата империи», догадаться несложно. Это тот, кому мало показалось бежать рядом и лаять.

Невероятно обидно, что так произошло. Ведь пришлось пройти через безумие. Что такое современное телевидение? Это мир, откуда изгнан дух творчества. Если ты начинаешь беспокоиться за результат, на тебя смотрят как на больного.

Вот есть такое счастье особое – работа со звуком. Ты раскладываешь звуки и музыку, двигаешь фразы, поддерживаешь поэтический ритм, а производящей компании это по барабану. И она гробит звук по звонку девочки, которую продюсер назначил куратором. Она не так поняла «биг босса» с телеканала, всё напутала, но её указание выполнили, убив звук, потому что у девочки некий особый статус.

Как шеф-редактор, я год отбивался от безумных распоряжений. Например: «Из 5-й серии нужно убрать Калининский мост!» Нет там моста никакого. Звонишь на канал, выясняешь, что не Калининский мост, а Калининскую АЭС. И не убрать, а добавить...

Возможно, я ждал продолжения больше, чем кто-либо. Писатель отнёсся ко всему с привычной иронией, а мне жаль вложенного труда – и своего, и режиссёрского. Жаль ноты, которая не прозвучала, жаль недопетой песни, которую сложил народ в былые столетия, жаль недосказанного стихотворения, где отразилась недавняя отчаянная эпоха.

В одном из монологов Проханов говорил о новой архитектуре современной России. Он гадал: какой она могла быть? Вопрос повис в воздухе, но автор этих строк такую архитектуру вполне представляет. Это высотные стекляшки с химерами, в которых узнаются лики Ельцина и Бурбулиса, Гайдара и Чубайса, Сванидзе и Пивоварова. Они сидят и смотрят на нас, и нам становится жутко.

И пока чудовища там, над нашими головами, «кинá не будет».

Тэги: Александр Проханов Неформат
Обсудить в группе Telegram

Валерий Рокотов

Автор книг: «Корона шута» (Номинация на «Ру... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Громокипящий патриот

    04.05.2022
  • От соцреализма к трансгуманизму

    12.10.2021
  • Афганистан – огненная угроза

    14.09.2021
  • Предсказание

    03.08.2021
  • Гуманист термоядерной мощности

    18.05.2021
  • Три ключа к «ЦДЛ»

    65 голосов
  • Александр Проханов: «Только развитие может объединить Россию»

    52 голосов
  • Русский камень

    51 голосов
  • Храм на холме

    51 голосов
  • От соцреализма к трансгуманизму

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS