Российский литератор Александр Гликберг (1880–1932), известный под псевдонимом Саша Чёрный, в последние десятилетия был незаслуженно забыт. Кинокомпания «Ракурс» посчитала это несправедливым и при содействии правительства Москвы в рамках программы по созданию отечественных телефильмов взялась сделать 4-серийную картину по книге Чёрного «Солдатские сказки». Подробности проекта мы решили узнать у главного редактора кинокомпании «Ракурс» Валерия КОЗЛОВА.
– Валерий, а почему именно Саша Чёрный? И почему именно «Солдатские сказки»?
– В 60-е годы прошлого века в Большой серии «Библиотеки поэта» был издан сборник стихов Саши Чёрного, эмигрировавшего после революции и умершего во Франции. В своё время он был очень популярным поэтом-сатириком. В его колючих и остроумных стихах подмечались и разоблачались многие социальные парадоксы, безнравственные гримасы общества.
Сейчас наследие поэта гораздо доступнее, вышло даже собрание сочинений с его замечательными стихами для детей и прозой, которая у поэтов всегда пронизана особой музыкой слов и смыслов. Но что удивительно – все эти годы самобытные произведения Чёрного практически не интересовали кинематографистов.
– Почему, как вы думаете?
– Причина не только в том, что для многих Саша Чёрный остаётся всё-таки мало или совсем неизвестным литератором. При всей простоте и оригинальности его сюжетов надо было – а это не так-то легко – увидеть в них интересные возможности для кино. Один из друзей кинокомпании «Ракурс» обратил наше внимание на произведения Чёрного. Этого импульса оказалось достаточно, чтобы заинтересоваться уникальным литературным материалом. Но для создания фильма, адекватного прозе, необходимо было найти способы её перевода на язык экрана, стилистику, которая соответствовала бы мироощущению, природе юмора, индивидуальной интонации автора. Нам хорошо известен мир героев Чехова, Зощенко, Ильфа и Петрова. Однажды они органично вошли в нашу жизнь и остались с нами.
Чёрный на полвека был, по сути, изъят из обращения. Природа его творчества отлична от основ творчества в чём-то родственных ему Чехова и Зощенко. И в этом таится скрытая опасность – ведь легко можно воплотить героев Чёрного в знакомых образах классиков жанра. Экранизация произведений Чёрного требует серьёзной работы, чтобы, не впадая в традиционные формы, не потерять уникальность автора. Это, кстати, одна из главных задач нашего творческого киноколлектива – найти для Саши Чёрного адекватное воплощение выписанным им живым и красочным характерам, полифонию неповторимо звучащих диалогов.
– И, как я понял, лучше всего, в вашем представлении, мир Чёрного передают, отражают именно «Солдатские сказки»?
– Рассказы, образующие цикл «Солдатские сказки», показались нам наиболее интересными для экранизации, так как затрагивают вечные проблемы человеческого существования, представляя собой увлекательный калейдоскоп законченных историй. Многие из них и вошли в фильм.
Название цикла мы восприняли как повод для обобщения. Не привязывая события к Первой мировой войне, о которой писал Чёрный, мы пытаемся выстроить мир вне конкретного времени и места действия. Сказки литератора дают богатый материал для обобщений, создания новой образности и глубоких смыслов.
– Судя по вашим словам, писать сценарий было трудно.
– Да, писать сценарий было трудно, первые две попытки оказались не совсем удачными. В какой-то момент даже показалось, что замечательная проза Чёрного вообще недоступна для экранизации. Третья попытка вышла, на мой взгляд, более успешной.
Но фильм создаётся на площадке. Мы надеемся, что молодой режиссёр Дмитрий Фёдоров, знакомый зрителям, в частности, по картине «Костяника», справится с творческими задачами. И поможет ему в этом чувство юмора, без которого Чёрного ни понять, ни полюбить, ни экранизировать невозможно.
– Расскажите о сюжете фильма.
– За основу взяты несколько сюжетов из «Солдатских сказок». Очень хотелось, чтобы в фильме прозвучали стихи Чёрного, но для них, к сожалению, не хватило места. Четыре самостоятельных фильма по 52 минуты каждый объединяет один главный герой – солдат Левонтий Бородулин – собирательный образ солдата из всех «Солдатских сказок» писателя. Этот неунывающий, пронизанный жизнеутверждающей силой персонаж из самых недр нашей земли является, как нам кажется, одним из тех духовных и нравственных достояний, которые Чёрный передал нам для осмысления. Работая над «Солдатскими сказками» в эмиграции, Чёрный писал о том, что оставил в России, что знал, понимал и любил. Он написал о человеке, который никогда не был предметом его сатирических уколов, – открытом, весёлом, полном оптимизма и веры в свои силы и в саму жизнь.
Сказочность позволяет подчеркнуть актуальность идей, которые, как нам кажется, волновали Чёрного и не могут не волновать нас. В каждой истории главный герой солдат Левонтий подвергается искушению получить то, о чём праздно мечтает, что ему совсем не нужно, но очень хочется. Для того чтобы добиться исполнения капризных желаний, надо «немного» – лишь изменить себе и себя, стать таким, как того хотят другие. Но из всех своих «опасных» и забавных испытаний солдат выходит, оставаясь самим собой.
– Кто играет главных героев?
– Стремились пригласить в картину актёров очень хороших, но не тех, кого называют медийными лицами. Хотелось быть ближе к простой ясности Чёрного и вместе с тем открыть молодых актёров, которые привнесут в фильм свой задор и дерзость. Роль Левонтия исполняет актёр московского театра «Мастерская Петра Фоменко» Михаил Крылов, его верную подругу Таню мы увидим в исполнении Анны Синякиной – актрисы театра «Школа драматического искусства». Чёрта, без которого сказки не бывает, представит зрителю актёр театра «Эрмитаж» Артём Смола. Вообще в фильме, как и в сказках Чёрного, масса персонажей со своими характерами, которые дают актёрам очень выигрышный материал для реализации творческой энергии.
– Когда планируете закончить производство картины?
– Фильм должен быть сделан в этом году. Хотелось бы, чтобы он оказался удачной попыткой представить умную и смешную прозу Чёрного на экране.