Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Солнечный удар»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Омар Асель. Ранние холода: Рассказы. – Астана: Аударма, 2007. – 216 с.

В наше время, когда книжное море бушует, нелегко выловить из него серьёзную книгу, которая могла бы поразить новизной и глубиной мысли, задеть за живое. А вот новая книга казашки Асель Омар «Ранние холода» оказалась для меня настоящим «солнечным ударом». Такое же острое ощущение внезапного открытия и внезапной радости от этого открытия. 

В то, что Асель Омар талантлива, я уверовал ещё десятилетие назад, когда прочитал её первые рассказы: «Анжела», «В пробуждении», «Старик». 

«Ранние холода» – сборник рассказов и эссе, выпущенный Министерством культуры и информации Республики Казахстан, – ещё одна ступень на пути расцвета таланта писательницы.
Книга состоит из двух циклов рассказов. В первой части рассказы из цикла «Талисман Тенгри», в которых Асель Омар, опираясь на исторические сведения и народные поверья, создаёт образы предков. Характеры персонажей обозначены точными эпитетами, проступают и в философских размышлениях. Вот, например, внутренний монолог одного из героев, Гали: «Он вообще считал, что тяжёлая жизнь является нормой, и эта мрачноватая мысль облегчала его душевные и физические страдания». Это рассказы «Дервиш и Роза», «Два клинка», «Волчье сердце» и «Талисман Тенгри». Асель Омар переносит читателя в далёкие времена, автору удаётся воссоздать их дух и колорит. 

Вот как начинается рассказ «Станция Тимур»: «Раскалённый от жары поезд тяжело тормозит. Вот и станция Тимур. В окне вагона всё медленнее проплывает гипсовый Ленин, выкрашенный серебристой краской. Он гораздо меньше естественных человеческих размеров, карлик на оштукатуренном постаменте у одноэтажного обшарпанного здания станции. Юг, духота, полуденное солнце. 

На перроне – сутолока и шум. Мелькают бабы в цветастых халатах и ярких люрексовых платках, завязанных тюрбаном, загорелые дети с запылёнными ногами. Мимо с грохотом проносится железная телега, которую тащит бегом, обливаясь потом, разгорячённый юнец в закатанных до колен штанах и тапочках на босу ногу...» Несколько верных художественных подробностей – и перед глазами встаёт живая картинка, проступая всё чётче по мере остановки поезда. Что-то бунинское слышится в интонации Асель Омар... Но есть, конечно, и своё, индивидуальное. 

Пьеса «Газиза», написанная по мотивам рассказов Мухтара Ауэзова, традиционно казахская драма, напоминает и по композиции, и по национальному колориту классическую пьесу самого Ауэзова «Карандаш» и драму Сакена Жунусова «Ажар и Смерть». 

Эссе «Прикосновение к свободе» – о великом режиссёре Эмиле Лотяну, у которого училась Асель Омар на Высших курсах сценаристов и режиссёров. С трепетом и уважением написана эта вещь. Учителя своего автор называет «бессарабским Мольером». 

«Слово о редакторе» – тёплые воспоминания о родном человеке, о дедушке писательницы – Омар Гали Кудышеве. Дед для Асель Омар был всем: и первым учителем, и отцом. Возможно, именно от деда унаследовала она своё дарование. 

Асель Омар, кстати, не только поэт и прозаик, а ещё и автор двух короткометражных картин «Игра» и «Шоколад». Так что её талант многогранен... 

Омар АЙШАХ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS