«Эх, бросить бы всё и сюда перебраться, – вздыхал, ступив на поэтическую поляну, Олег Митяев. – Сторожем. Или даже лучше дворником…» «Мы поздние дети великой страны», – вторил ему со сцены, будто по-военному шаг печатал, петербуржский поэт Борис Орлов. А элегантнейший Василий Лановой всё пытался втолковать молодым журналистам, почему ему так уютно, так по-домашнему покойно здесь, в Михайловском: «…Так я же всех их знаю – и Прасковью Александровну, и Евпраксию Николаевну, уж не говорю о Ганнибалах…»
А потом выступал Битов-квинтет, в составе которого сплошь герои мирового музыкального олимпа. Владимир Тарасов и Владимир Волков, Александр Александров (знаменитый Фагот из первого состава «Аквариума») и Юрий Парфёнов слетелись на один день для одного этого выступления буквально со всего мира, и, услышав их, восторженные юнцы-металлисты говорили, что эти пушкинские черновики потяжелее нынешнего «индастриал»-стиля будут, и ветер Михайловской поляны рвал нотные листы с пюпитров, и интеллигентнейший Андрей Битов вдруг обрывал невесть с чего взявшуюся пьяную реплику из публики властным имперским окликом: «Молчать! – когда Пушкин...»
В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» в эти выходные прошёл XLII Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. И хотя непросто удивлять публику, когда празднику «за сорок», и традиции его мощны и овеяны славой былых легенд, – тем не менее в нынешние пушкинские дни многое происходило впервые. Так, впервые в Михайловском записали аудиокнигу. В пушкинской усадьбе, в открытой тон-студии на Острове Уединения, главы из «Евгения Онегина» в режиме on-line записывали народный артист СССР Василий Лановой (он выбрал для работы трагическую, шестую, дуэльную главу) и народная артистка России Лариса Голубкина (ей «выпала» заключительная глава под знаком по-взрослевшей Татьяны…). Главы записывали подолгу (только Лановой читал час сорок), но публика, захваченная процессом работы, прилежно внимала мастерам…
Впервые на празднике провели маленький театральный фестиваль – семь любительских театров со всей России играли каждый своего Пушкина. Одни строго, чуть по-школярски читали «Медного всадника», другие валяли дурака в «Золотом петушке», назвав своё творение модным словосочетанием «историческая реконструкция», третьи устраивали фантасмагорию, представляя в диковинных масках «Сон Татьяны»…
Впервые здесь прошёл фестиваль-конкурс современной поэзии. 20 поэтов из Санкт-Петербурга и ещё четыре из Пскова предстали перед жюри, которое возглавляли ленинградский поэт Илья Фоняков и псковский прозаик Александр Бологов, а лучшего среди финалистов (им стал петербуржский поэт Олег Левитан) определили пристрастно следившие за «последним боем» на «поэтическом ринге» слушатели. Пристрастие пушкинской публики понятно. В этих местах слыхали действительно великих поэтов, но вот уже который год среди звёзд и «знаковых фигур», которые приезжают на Пушкинские праздники, кто угодно, да только поэтов нет. То ли великие перевелись, то ли, разбившись на бесчисленные и безликие союзы писателей, они заняты междоусобицами – но тогда какие же они великие и чего стоят их союзы?..
«Стоит ли искать национальную идею, если у нас есть Пушкин?» – спросил у тех, кто собрался на службу за упокой «убиенного болярина Александра», писатель Юрий Поляков. И добавил, что, может быть, настанет день, когда президент великой страны будет давать присягу своему народу не только на Конституции – на томе произведений Пушкина, где прописан весь русский нравственный закон – от отношений людей друг к другу до отношений народа и власть имущих. «Слава богу, у солнца нет национальности, – поддержал его народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов, – и поэзия Пушкина, как солнце. Всем светит».
, ПСКОВ
На открытии праздника на Михайловской поляне: Зинаида Иванова, председатель Государственного комитета Псковской области по культуре и туризму; народные артисты – Василий Лановой и Лариса Голубкина; Георгий Василевич, директор Пушкинского музея-заповедника «Михайловское»; Евгений Теличеев, ведущий праздника (слева направо)