Лауреатом I степени в номинации «Малая проза» стал Юрий Быков. Беседуем с ним о творчестве, отношении к современной жизни и о том, что важен не возраст, а любовь к чтению.
– Юрий Анатольевич, вы удостоились премии имени Дельвига за рассказ «Неизвестный» – о судьбе безымянного интеллигента, который долгие годы стремился найти своё место в жизни, но сделал свой нравственный выбор в трагичный момент гибели евпаторийского десанта в 1942 году. Расскажите, пожалуйста, об истории написания вашего произведения.
– В 2015 году, спустя год, как Крым стал российским, мы побывали с женой в Евпатории. Мы много гуляли по городу и как-то зашли в краеведческий музей, где экскурсовод рассказал о евпаторийском десанте. О нём я знал и раньше, хотя бы по песне Высоцкого «Чёрные бушлаты». А тут довелось прикоснуться к истории тех героических событий. После этого я уже не мог прогуливаться, как прежде, по городу, мне то и дело представлялись события тех дней, когда гибнущий десант на протяжении трёх суток вёл бои на улицах и горожане массово помогали ему чем могли, понимая, что тоже обречены. Уцелевших десантников и гражданских фашисты расстреляли за городом. А однажды мы набрели на ту мемориальную доску, которая упоминается в конце рассказа. Всё это запало глубоко в душу и вынашивалось не один год, прежде чем излиться на бумагу рассказом.
– Недавно у вас вышел фантастический роман с историческими сюжетными линиями «На светлой стороне». Там осталось что-то за скобками? Будет ли продолжение этой истории?
– Нет, я не предполагаю никакого продолжения, потому что там, на мой взгляд, всё закончено. Нынче издатель первым делом хочет знать, достаточного ли объёма предлагаемый текст... Но если мы обратимся к литературной оценке конечного продукта, то увидим, что его размер обратно пропорционален качеству. Иные романы доходят до 500–600 страниц! При всей одарённости и фантазии автора сочинить увлекательную историю такого объёма крайне сложно. Читаешь и будто ворочаешь камни! Тогда как чтение художественного произведения должно увлекать, доставлять удовольствие! Что же до моего романа, то да, есть возможность его дополнить. Например, описать путешествие героев в Сибирь, встречу их с аборигенами, то, как они стали для них богами, и т.д. Но это выходило бы за рамки основной истории, нарушало бы целостность повествования. Поэтому нет, там всё закончено.
– Нравится ли вам сегодняшняя жизнь, время, в котором мы живём?
– Времена, как известно, не выбирают. Живу себе и живу, вроде бы не бедствую, грех жаловаться. Нравится – не нравится? Я очень хорошо помню советские годы, и мне есть с чем сравнивать. Жить сейчас стало удобно, комфортно, но эмоционально тягостно. Разумеется, я даю себе отчёт в том, что человеку свойственно с особой теплотой вспоминать прошлое и что в ностальгии по молодости ему начинает казаться, будто и снег был белее, и трава – зеленее. Нет, конечно, солнце светило точно так же, и полно было всяких неустройств, идиотских запретов и порядков, вызывавших раздражение, но несправедливости было меньше, зло называлось злом, добро – добром, вор знал, что он вор и потому порицаем людьми, а элитой были учёные, космонавты, художники, писатели. Любители рассказывать, как плохо жилось в СССР, прибегают к хитрой уловке: обмакнув кисть в чёрную краску 1930-х годов, они проходятся ею по всей советской истории. Тем самым как бы говоря: посмотрите, раньше народ репрессировали тысячами и есть было нечего, а теперь вас не расстреливают и 50 сортов колбасы в магазине. Цените! Довольно подлый приём, оправдывающий смену ориентиров! Иной раз страшно заглянуть в соцсети – столько там ярости и ненависти! «Красные», «белые», «совки», «булкохрусты». Нет, прежние времена мне ближе, дороже... Хотел бы я в них вернуться? В одну реку дважды не войдёшь! Ну а случись такое, я бы прожил так, как прожил.
– Скажите, к какой аудитории вы обращаетесь? На какую рассчитываете? Вы предполагаете, что всё, что вы пишете, может быть интересно молодёжи?
– Да, конечно. Я очень рассчитываю, что молодёжи будет интересно читать то, что я пишу, поэтому в текстах я стараюсь не обходить стороной пояснения, которые необходимо давать молодым людям. Ну, например, вряд ли они знают, что в СССР до 1967 года суббота была рабочим днём. В скобках замечу: с удивлением столкнулся с тем, что и совсем не юный автор, описывая июнь 1941 года, говорит о каком-то уик-энде, не дрогнувшей рукой причисляя субботу к выходным дням. Или, например, то, что в дореволюционной России депутаты назывались гласными, молодёжи, наверно, тоже неизвестно. Вообще, в моих произведениях затрагиваются темы, интересные людям всех возрастов. Дело тут не в том, молод ты или нет, а в том, любишь ли ты читать.
– То есть вы как в своих книгах достаточно оптимистичны, так и в жизни?
– Да, стараюсь быть оптимистом.
Ника Амираджиби
ФАКТ
Премия имени Антона Дельвига «За верность слову и Отечеству» вручается за художественные и научно-популярные произведения исторической тематики в рамках спецпроекта «ЛГ» «Настоящее прошлое».
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Юрий Анатольевич Быков – писатель. Родился в 1952 году в Москве, окончил Московский авиационный институт. Член Союза писателей России, член Русского литературного общества. Автор сборников повестей и рассказов «Дар Калиостро», «Московское время», «Императив», «География времени», романа «На светлой стороне». Лауреат различных литературных конкурсов, в том числе лауреат премии имени Антона Дельвига I степени, обладатель Гран-при международного литературного конкурса «По обе стороны моста».