Когда-то в Ленинграде, учась на театроведении в ЛГИТМИКе, я увидела по телевизору фильм-спектакль по пьесе Рустама Ибрагимбекова в постановке Камы Гинкаса «Похожий на льва». Он так захватил меня, что мир вокруг перестал существовать: всё внимание было приковано к завораживающему действу и той мощной психологической пружине, что неумолимо сжималась, не отпуская ни на секунду. До сих пор живу под впечатлением, хотя детали забылись. И вдруг сейчас на премьере пьесы «Утро туманное» этого же автора, поставленной им самим в театре «Et cetera» к своему 80-летию, произошёл странный эффект попадания в сети потрясших меня когда-то страстей, желаний и надежд. Значит ли это, что для истинного таланта нет времени и возраста? Или можно говорить о молодости души исключительно Рустама Ибрагимбекова?
Но раньше о самой премьере на малой сцене театра «Et cetera», где всё происходящее выглядело весьма современно: дочь героини живёт в Америке с мужем-учё-ным, а внук – с ней, в центре Москвы, и ему так нужны деньги, что он крадёт драгоценности у бабушки, чтобы расплатиться с долгами. Сама героиня – актриса, как когда-то и её мать, народная артистка СССР, в квартире которой она живёт, за её спиной несколько замужеств, а теперь гражданский брак с типом намного моложе её. Такую картинку даёт Ибрагимбеков, чтобы мы поняли: речь идёт исключительно про день сегодняшний. Но вот героиня Ольги Беловой Екатерина Максимовна приглашает в гости по прошествии десятилетий трёх влюблённых в неё когда-то одноклассников, которые обращаются к ней не иначе как Катька, а они, сражённые наповал молодостью своей сверстницы, вновь поддаются её обаянию и невероятной энергии. И ставший успешным бизнесменом Владимир (Сергей Плотников), и отец семейства Максимилиан, которого по старой памяти зовут Макс (Сергей Тонгур), и лучший из них в юности Сергей (Владимир Левашёв), умница, душа компании, потерпевший крушение во времена перемен, отсидевший, пьющий, обитающий в доме престарелых. Когда выясняется, что именно его так страстно жаждала увидеть героиня, действие спектакля вдруг оборачивается к нам совсем иной стороной жизни, той, где бушует стихия любви, заставляя подчиняться окружающих её законам. Что-то невольно напомнило мне «Соло для часов с боем» О. Заградника: трое постаревших мужчин и одна роскошная женщина, только в другую эпоху. Здесь буквально со всеми персонажами происходят метаморфозы, которые кардинально меняют их мнение о себе и своей судьбе. Богатый и успешный Владимир ясно осознаёт, что всем нужны только его деньги, а не он сам, и готов пойти на всё, чтобы быть с Катькой, Макс как будто просыпается после трудного сна; внук возвращает бабушке драгоценности...
И всё это действует и живёт за почти невидимым поначалу занавесом, который создаёт ощущение сопричастности и погружения, когда ты сравниваешь себя с тем, что происходит с героями спектакля. «Мы придумали плавающий островок в большом пространстве сцены, где лаконичные предметы создают атмосферу белого салона, играя некую одухотворённую роль, – сказал художник-постановщик Виктор Вольский. – Экран или так называемый занавес во взаимодействии со средой создаёт наплывы и воспоминания, в которых героиня как бы рифмуется с шестидесятниками – с Окуджавой, Бродским, Высоцким. И в результате мы видим некий аквариум, где облака и туманное утро переходят в живую картинку, в конкретную комнату. Вот такой сценографический ход».
Переворачивает сегодняшние понятия о системе ценностей то, что женщина, находящаяся в центре пьесы и спек-такля, полагается только на свои чувства, и в её стремление быть счастливой никак не входят ни количество денег, ни обстановка вокруг неё, ни комфорт, что так упорно внедряют по телевизору и в рекламе: «Ведь вы этого достойны!» Она живёт любовью, и именно это делает её моложе и своих ровесников, и даже собственного внука. Но тот, кого она любит с юности, не хочет портить ей жизнь, потому что давно потерял надежду на собственное возрождение. «У нас в стране произошла вещь, о которой мы знаем, но не обращаем внимания, – говорит драматург. – Когда распадается атом, выделяется очень активная, пусть в небольших дозах, энергия. А тут в одночасье распалась огромная страна, и выделилось огромное количество вредной энергии. Мы все облучены и ещё не понимаем, какому страшному облучению были подвержены. Отсюда апатия, неверие в возможность чего-то достичь, чёткое деление людей на тех, у кого всё готово для успешной жизни, и социальное отчаяние подавляющего большинства, которое понимает: как ни старайся, ты всё равно обречён на тяжёлую и нищенскую жизнь. И это отсутствие надежды очень быстро старит человека».
Финал спектакля «Утро туманное» скорее метафора, чем реальность: любимый человек героини «развязал», пришёл к ней и впервые сказал, что любит её. А она в какой-то счастливой эйфории произносит: «Боже, ну, почему так хорошо?!» И тут внезапно в пространство сцены и зала врывается страстная, будоражащая кровь «Delilah» Тома Джонса. И то ли во сне, то ли в мечтах этих двух влюблённых, чья жизнь прошла отдельно друг от друга, они вновь танцуют, как когда-то в юности. И ты понимаешь: Рустам Ибрагимбеков написал пьесу и поставил спектакль в подарок не только себе, но прежде всего тем, кому так нужна сегодня надежда на счастье.
В его пьесах, сценариях к фильмам – «Белое солнце пустыни», «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем», «Восток–Запад» и многих других при всей их социальной остроте главным всё-таки является любовь, которая жива, несмотря ни на какие преграды.
Наталья Савватеева