И вот новый отчаянный выкрик с обещанием прислать мешок с грамотами. Исполняющий обязанности президента Молдовы господин Гимпу с простотой римлянина назвал сумму в 28 миллиардов американских долларов, которую Россия якобы умудрилась задолжать Молдавии.
Почему? По кочану! За что? Должны, и всё! Я сказал! Подробности – мешком.
Вслед за выкриком последовал указ временного президента – ввести в молдавский календарь День советской оккупации. И повелевается в этот день соблюдать национальный траур по полной программе: приспущенные флаги, суровые венки к памятнику жертвам советского режима, который следует срочно возвести в центре Кишинёва. А отмечать эту траурную дату – 28 июня, в тот день, когда в 1940 году советские войска вошли в Бессарабию, забрав у Королевской Румынии земли, которые та прихватила в 1918 году у ослабевшей Советской России. (Как жилось молдаванам в годы румынской оккупации – отдельная песня, горькие слова которой передаются из поколения в поколение.)
Ющенко, Саакашвили, Гимпу – истории болезни схожие. Взрывы памятников воинам-освободителям, марши пособников, новые памятные даты…
Сразу замечу, что претензии к России исходят не от страны, не от народа, а от временного президента господина Гимпу, широко известного в Молдове как «Миша два процента» – по его зашкаливающему в минус рейтингу. И молдавский народ, если судить по откликам в Интернете и личным контактам автора, смотрит на выходку «исполняющего обязанности» скептически, если не сказать резче.
Вот что пишет из Кишинёва друг-писатель Николай Савостин: «Национализм насаждается сверху. Я не встречал ни одного простого молдаванина, который был бы настроен к русским враждебно, недоброжелательно. Зато какой пещерный национализм зачастую наблюдаю у молдавской интеллигенции!.. Сталкиваюсь с учёными из нашей Академии наук – они просто соревнуются, выдумывая всякие враждебные нелепости о нас и советской власти. Забывают сказать, что в годы советской власти здесь не было безработицы, не было обездоленных. Были построены сотни первоклассных заводов и фабрик, созданы художественные коллективы, Академия наук, Театр оперы и балета, драматические театры, мощные издательства, в каждом селе были книжные магазины «Луминицы» (теперь там пивные)… Сейчас руководство страны занято «важнейшим делом» – запретом не просто компартии, но и символов коммунизма, серпа и молота, пятиконечной звезды, ну и далее… Следуя их логике, запрет дойдёт до красного цвета. Это делается, чтобы как-то закрыть дымовой завесой то, что страна нищает. С ужасом ждём зимы. Прошлая прошла под знаком удвоения платы за отопление – не хватает пенсии оплатить коммунальные квитанции…
У власти оказались объединившиеся карлики, одержимые идеей ликвидировать Молдову, превратить её в провинцию Румынии. Маленькие начальнички в Молдавии особенно хотят прослыть румынами больше, чем сами румыны. Кишинёвские власти ведут себя подчёркнуто русофобски. Например, нет ни одной надписи по-русски на Центральном почтамте, которым ежедневно пользуются люди разных национальностей…»
Что на это ответишь? Всё так. Последний раз я был в Молдове в октябре минувшего года – в селе Кременчуг освящали восстановленную церковь, возведённую в 1770 году моим пращуром по материнской линии.
Конечно, никто в селе с голоду не умирает, колхозная земля давно роздана крестьянам, и каждый поступает с ней по своему усмотрению. Но в разговорах у колодцев люди с улыбками вспоминают, как весело жили во времена советской власти. На расчётном счёте колхоза-миллионера было до четырёх миллионов рублей – это как сейчас семь миллионов долларов. Была своя футбольная команда, игравшая на первенство республики, был фольклорный ансамбль, работал клуб, приезжали артисты, молодёжь посылали учиться в большие города, ездили по обмену опытом за границу, принимали студентов на уборку урожая – двухэтажные каменные коттеджи до сих пор стоят на окраине села. Стоит заброшенная насосная станция с бассейном, в котором холодная днестровская вода нагревалась и обогащалась кислородом, а затем шла на нужды поливного садоводства. Без помощи государства даже всем крестьянам села её не восстановить…
В деревне жить можно. Но жить в городе, не имея подпитки из села, крайне затруднительно.
И немного истории. Во-первых, граждане Молдовы – это не румыны, несмотря на единый язык. Княжество Молдова существует с XIV века, а государство Румыния – с 1861 года. Его первым господарем был Александру Иоанн Куза, объединивший под патронатом международных, как сейчас сказали бы, сил княжества Молдову и Валахию. Таким образом, румыны в историческом разрезе, скорее, не национальность, а признак гражданства.
Во-вторых, к моменту образования государства Румыния в составе Российской империи уже полвека существовала Бессарабская область – бывшая часть княжества Молдовы в границах между Прутом и Днестром, которую Россия вывела из-под турецкого владычества по Бухарестскому договору 1812 года.
Нынешняя Молдова – тоже многонациональное государство, как и Румыния, и с какого перепугу молдаванам, русским, украинцам, гагаузам, евреям, русинам или иным народам, испокон веков проживающим в междуречье Прута и Днестра, задрав штаны бежать за румынским паспортом, по большому счёту непонятно. Но это вопрос ситуации – прижмёт безработица, и лучшего способа выехать на заработки в Италию для работящего молдавского каменщика нет.
Но вернёмся к лукавым указам Гимпу. В родовом селе моих материнских предков, как и во многих других сёлах Молдовы, стоит обелиск в память о погибших на войне с фашистами сельчанах. 9 Мая возле него зажигают факел – памятный огонь, старики и молодёжь приходят с цветами. Теперь после указа Гимпу запретят? Потребуют ругать погибших сельчан за стрельбу не в ту сторону? Или на месте этого монумента спешно возведут другой? Бред!
Как известно, историю пишут народы, а не председатели парламентов в статусе временного президента. Последние могут лишь извращать факты в угоду собственным политическим амбициям. По моим же наблюдениям, остолопов, зажигающих, по молдавской пословице, солому в своих волосах, чтобы покрасоваться и одновременно согреться, в Молдове немного. Но в семье, как говорится, не без урода.
Ничего личного. Только наблюдения очевидца.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции