Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Политика

Солома в волосах

01 января 2007

Претензии к России как правопреемнице СССР «за оккупацию» и прочие «грехи» совместного проживания в Советском Союзе не предъявляли ещё разве что марсиане. Сказывают, что мешками с претензиями от вчерашних друзей по социалистическому лагерю, соседей и отдельных национальных и иных меньшинств можно завалить всю Красную площадь.


И вот новый отчаянный выкрик с обещанием прислать мешок с грамотами. Исполняющий обязанности президента Молдовы господин Гимпу с простотой римлянина назвал сумму в 28 миллиардов американских долларов, которую Россия якобы умудрилась задолжать Молдавии.

Почему? По кочану! За что? Должны, и всё! Я сказал! Подробности – мешком.

Вслед за выкриком последовал указ временного президента – ввести в молдавский календарь День советской оккупации. И повелевается в этот день соблюдать национальный траур по полной программе: приспущенные флаги, суровые венки к памятнику жертвам советского режима, который следует срочно возвести в центре Кишинёва. А отмечать эту траурную дату – 28 июня, в тот день, когда в 1940 году советские войска вошли в Бессарабию, забрав у Королевской Румынии земли, которые та прихватила в 1918 году у ослабевшей Советской России. (Как жилось молдаванам в годы румынской оккупации – отдельная песня, горькие слова которой передаются из поколения в поколение.)

Ющенко, Саакашвили, Гимпу – истории болезни схожие. Взрывы памятников воинам-освободителям, марши пособников, новые памятные даты…

Сразу замечу, что претензии к России исходят не от страны, не от народа, а от временного президента господина Гимпу, широко известного в Молдове как «Миша два процента» – по его зашкаливающему в минус рейтингу. И молдавский народ, если судить по откликам в Интернете и личным контактам автора, смотрит на выходку «исполняющего обязанности» скептически, если не сказать резче.

Вот что пишет из Кишинёва друг-писатель Николай Савостин: «Национализм насаждается сверху. Я не встречал ни одного простого молдаванина, который был бы настроен к русским враждебно, недоброжелательно. Зато какой пещерный национализм зачастую наблюдаю у молдавской интеллигенции!.. Сталкиваюсь с учёными из нашей Академии наук – они просто соревнуются, выдумывая всякие враждебные нелепости о нас и советской власти. Забывают сказать, что в годы советской власти здесь не было безработицы, не было обездоленных. Были построены сотни первоклассных заводов и фабрик, созданы художественные коллективы, Академия наук, Театр оперы и балета, драматические театры, мощные издательства, в каждом селе были книжные магазины «Луминицы» (теперь там пивные)…  Сейчас руководство страны занято «важнейшим делом» – запретом не просто компартии, но и символов коммунизма, серпа и молота, пятиконечной звезды, ну и далее… Следуя их логике, запрет дойдёт до красного цвета. Это делается, чтобы как-то закрыть дымовой завесой то, что страна нищает. С ужасом ждём зимы. Прошлая прошла под знаком удвоения платы за отопление – не хватает пенсии оплатить коммунальные квитанции…
У власти оказались объединившиеся карлики, одержимые идеей ликвидировать Молдову, превратить её в провинцию Румынии. Маленькие начальнички в Молдавии особенно хотят прослыть румынами больше, чем сами румыны. Кишинёвские власти ведут себя подчёркнуто русофобски. Например, нет ни одной надписи по-русски на Центральном почтамте, которым ежедневно пользуются люди разных национальностей…»

Что на это ответишь? Всё так. Последний раз я был в Молдове в октябре минувшего года – в селе Кременчуг освящали восстановленную церковь, возведённую в 1770 году моим пращуром по материнской линии.

Конечно, никто в селе с голоду не умирает, колхозная земля давно роздана крестьянам, и каждый поступает с ней по своему усмотрению. Но в разговорах у колодцев люди с улыбками вспоминают, как весело жили во времена советской власти. На расчётном счёте колхоза-миллионера было до четырёх миллионов рублей – это как сейчас семь миллионов долларов. Была своя футбольная команда, игравшая на первенство республики, был фольклорный ансамбль, работал клуб, приезжали артисты, молодёжь посылали учиться в большие города, ездили по обмену опытом за границу, принимали студентов на уборку урожая – двухэтажные каменные коттеджи до сих пор стоят на окраине села. Стоит заброшенная насосная станция с бассейном, в котором холодная днестровская вода нагревалась и обогащалась кислородом, а затем шла на нужды поливного садоводства. Без помощи государства даже всем крестьянам села её не восстановить…

В деревне жить можно. Но жить в городе, не имея подпитки из села, крайне затруднительно.

И немного истории. Во-первых, граждане Молдовы – это не румыны, несмотря на единый язык. Княжество Молдова существует с XIV века, а государство Румыния – с 1861 года. Его первым господарем был Александру Иоанн Куза, объединивший под патронатом международных, как сейчас сказали бы, сил княжества Молдову и Валахию. Таким образом, румыны в историческом разрезе, скорее, не национальность, а признак гражданства.

Во-вторых, к моменту образования государства Румыния в составе Российской империи уже полвека существовала Бессарабская область – бывшая часть княжества Молдовы в границах между Прутом и Днестром, которую Россия вывела из-под турецкого владычества по Бухарестскому договору 1812 года.

Нынешняя Молдова – тоже многонациональное государство, как и Румыния, и с какого перепугу молдаванам, русским, украинцам, гагаузам, евреям, русинам или иным народам, испокон веков проживающим в междуречье Прута и Днестра, задрав штаны бежать за румынским паспортом, по большому счёту непонятно. Но это вопрос ситуации – прижмёт безработица, и лучшего способа выехать на заработки в Италию для работящего молдавского каменщика нет.

Но вернёмся к лукавым указам Гимпу. В родовом селе моих материнских предков, как и во многих других сёлах Молдовы, стоит обелиск в память о погибших на войне с фашистами сельчанах. 9 Мая возле него зажигают факел – памятный огонь, старики и молодёжь приходят с цветами. Теперь после указа Гимпу запретят? Потребуют ругать погибших сельчан за стрельбу не в ту сторону? Или на месте этого монумента спешно возведут другой? Бред!

Как известно, историю пишут народы, а не председатели парламентов в статусе временного президента. Последние могут лишь извращать факты в угоду собственным политическим амбициям. По моим же наблюдениям, остолопов, зажигающих, по молдавской пословице, солому в своих волосах, чтобы покрасоваться и одновременно согреться, в Молдове немного. Но в семье, как говорится, не без урода.

Ничего личного. Только наблюдения очевидца.

Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции



Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Каралис

Дмитрий Каралис родился 26 ноября 1949 года в Л... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Трагедия на празднике

    06.05.2025
  • Русский комендант Берлина

    03.05.2025
  • Диалектик

    582 голосов
  • Нарушая правила

    375 голосов
  • Большой скачок первой пятилетки

    342 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Как Хрущёв стал украинцем

    301 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS