Подмосковная Малаховка – родина выдающегося скульптора, действительного члена Российской Академии художеств, заслуженного художника России Андрея Владимировича БАЛАШОВА. Здесь родились и трудились его деды и прадеды. Среди них не было людей искусства, но бабушка, младшая дочь местного урядника, успешно окончившая гимназию, сумела привить детям тот самый деятельный, но вместе и созерцательно-мечтательный подход к жизни, что предполагает возможность творчества. Да и сама среда, сама атмосфера в посёлке, который славился издавна культурными традициями, несомненно, имела значение для ребёнка с проявившимися вдруг способностями к рисованию.
Здесь, в Малаховке, старинном дачном уголке Подмосковья, был и свой театр, и отличная библиотека. Знаменитый малаховский Дом пионеров, где изостудией руководил старейший выпускник ВХУТЕМАСа Н.А. Карманов, стал для Андрея стартовой площадкой, той школой овладения мастерством, где закалилось его сердце и окрепла воля. Учитель не мог не разглядеть в мальчике и страстное желание учиться, и выдающуюся зоркость, но главное, он помог юному художнику поверить в свои силы.
Решившись ехать в Москву, он поступает в Московскую среднюю художественную школу. «Когда я переступил порог, – вспоминает Андрей Владимирович, – я был поражён этим величием искусства, которое царило повсюду, в коридорах и классах, в оформлении интерьера… Когда я увидел выставленные работы старших учеников, мне показалось вдруг, что никогда я подобного не создам…» Но это первое оцепенение прошло, и мальчика охватил восторг. Рядом была Третьяковка, появилась возможность посещать московские выставки, предстояло общение с известными художниками – чего ещё желать?
Овладев основами профессионального мастерства, после окончания школы Андрей поступил в Суриковский институт. Профессор М.Ф. Бабурин привил яркому по своему таланту и удивительному по смелости подхода молодому скульптору умение работать, не жалея себя, порой отказываясь от сделанной, но неудачной работы до тех пор, пока она «не заговорит», не заживёт полной жизнью готового произведения.
Дипломной работой А. Балашова был портрет М.А. Булгакова. Творчество этого писателя стало некой цементирующей основой мировоззрения художника.
Однажды профессор консерватории из Токио Мацусака Сан приехал в Россию специально для того, чтобы выучить русский язык, потому что хотел петь русские романсы. Несколько лет прожив здесь, он исполнил свою мечту и сделал целую концертную программу. Что в облике этого человека привлекло мастера Андрея Балашова? Наверное, тот самый «внутренний подтекст» характера, который позволил не только познать глубину и красоту нашей культуры, но заставил преодолеть море трудностей и несоответствий для того лишь, чтобы постичь гармонию.
Вообще, тема сильной личности – одна из ведущих тем в произведениях мастера. Памятник Виктору Талалихину, недавно установленный в Москве, решён психологически точно. Изучая короткую биографию юноши, выстраивая из нехитрых фактов сложную цепочку, автор сумел вылепить не просто человека, но характер, порыв, самоотречение.
Его «Протопоп Аввакум в земляной тюрьме» остаётся неколебимым в своих убеждениях, даже будучи в колодках. А «Старинная русская потеха – медвежья охота» заставляет сперва отпрянуть (настолько целен и ёмок образ страшного великана-медведя) и тут же вздохнуть – смельчак Иван уже вздел животину на рогатину.
Андрей Балашов – автор ряда монументальных памятников, среди которых «Симеон Тверской» (Тверь), «Ленин» (Ноябрьск), «Ополченцы» (Москва), «Шаляпин Ф.И.» (Казань). Он участвовал в работе над оформлением Храма Христа Спасителя в составе группы под руководством Ю.Г. Орехова.
Для подмосковного Одинцова мастер сегодня готовит большой по размеру памятник боярину Одинцу, легендарному основателю города. Это работа ещё не завершена, но уже готова серия портретов многих почётных граждан города для будущей аллеи. Так усилиями скульптора расцвечиваются города, бьётся пульс нового времени в артериях национальной традиции.
Я приехала в Малаховку, чтобы побывать в мастерской художника, познакомиться с его работами, потрогать и ощутить их молчаливое тепло. Живёт он в том самом доме, где провёл своё детство, куда приезжал на выходные и каникулы, учась в художественной школе. Встретили меня огромные голубые ели. «Им по шестьдесят лет. Их ещё мой дед сажал, – с гордостью признаётся Андрей Владимирович. – И мастерскую мы с дедом вместе построили».
– А почему вы никуда не переезжали? Неужели вот так, пятьдесят лет на одном месте?
– А зачем? Здесь есть всё для работы.
Всё – это, наверное, родные земля и небо, глаза любящей жены. Да и дети уже приучены к ремеслу. В работе помогает сын (он учится на пятом курсе Суриковского института). А дочь – в Полиграфическом. И, помимо всего прочего, «стены помогают». Здесь – простор для творчества, и корзина вдохновения, и родник, приникнув к которому, обретаешь новые силы.
Сюда же, в свою мастерскую, он приводит студентов, которым преподаёт скульптуру и композицию в Суриковском институте. Для такого дела, как ваяние, мало теории, надо учиться на практике. Вообще, дом Балашовых очень гостеприимен. Здесь часто собираются друзья художника со всего мира, те, с кем он участвует в международных скульптурных симпозиумах.
Такие симпозиумы – тема особая. Проводятся они год за годом в различных городах планеты, чтобы скульпторы, работая вместе, могли «здесь и теперь» создать произведения и оставить их в дар городу. Предоставляется материал (мрамор, гранит), выделяется жильё – и начинается работа. Примером может служить проводимый три года подряд форум в Солнечногорске. Городской парк культуры и сквер на Советской площади буквально преобразились, украшенные чудесными скульптурами. Участвовал в этом преобразовании и Андрей Балашов. Симпозиум проводился под эгидой Российской академии художеств при поддержке Министерства культуры Московской области. «Уникальной строительной площадкой под открытым небом» назвал в те дни Солнечногорский район губернатор Б.В. Громов, где «на глазах у сотен граждан рождаются прекрасные скульптурные произведения». Большую поддержку симпозиуму оказал тогдашний глава Солнечногорского района В.Н. Попов. Около ста тонн гранита были доставлены из-под Выборга в Солнечногорск. А ведь работа с гранитом очень сложна и требует большого мастерства.
Андрей Балашов работал на симпозиумах в различных городах России, Германии, Франции… В своё время в этой работе принимали участие Ю.Г. Орехов, А.Ю. Рукавишников, Д.Н. Тугаринов и другие.
С академиками Академии художеств Александром Рукавишниковым и Дмитрием Тугариновым скульптора Андрея Балашова связывает сегодня не только настоящая дружба, но и совместная работа. Этот авторский коллектив создаёт памятник Г.Х. Андерсену, очень необычный по композиции и интересный по содержанию. Он будет установлен в Москве, в Марьине.
Проект памятника выиграл творческий конкурс и сейчас находится на этапе перевода в материал. Идея такая. Фигура Андерсена – центральная. Сказочник сидит, словно на холме, на огромном мешке со сказками (общая высота памятника – около 10 метров). Мешок с прорехами, заплатами. Из него высыпаются, вываливаются различные атрибуты арсенала сказочника: горошины, старая подушка, яйцо, иголка, лист кувшинки, роза, оловянный солдатик…
– Кому из вас троих пришла в голову такая сногсшибательная идея – посадить Андерсена на мешок со сказками? – спрашиваю Андрея Владимировича.
– О, это целая история! Сидели мы как-то у Рукавишникова дома, размышляли, предлагая то один, то другой вариант композиции. А на столе стояла сахарница, очень похожая на этот самый мешок. Рукавишников и так, и эдак повернул её – и произошло творческое открытие.
Ну, это уж совсем по-андерсеновски – чтобы сахарница сама подсказала!
В своё время меня поразила работа Андрея Балашова «Сон о рыбе». Казалось, это сбылся один из моих собственных снов, где камни превращались в сказочных существ. Прекрасная девушка сладко спит верхом на огромной зубастой рыбине. Её волосы развеваются, и вот уже они стали рыбьим плавником, словно сама обнажённая вросла в тело рыбы. Скульптура удивительно динамична. Существо быстро скользит меж водорослей, едва задевая кончиками плавников холодные тени…
«Больше всего Андрей любит работать с камнем, – говорит его жена. – Это очень тяжёлый физический труд. Но ему – что ни год – дай камень порубить! Симпозиумы, симпозиумы, симпозиумы…»
И ещё она рассказала, как Андрей работал над памятником Шаляпину. Специально взял костюм на Мосфильме напрокат, нарядил своего товарища, внешне похожего на знаменитого певца, прослушал несколько дисков с записью исполнителя. Так вот, под музыку, и выполнял работу…
В июне этого года Андрей Балашов стал действительным членом Академии художеств. Его произведения сегодня находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее имени Глинки и Бахрушина, Алма-Атинском художественном музее.
Александр Рукавишников сказал о нём: «Балашов искренне верен земле – истинной, незапамятной стихии представителей нашего цеха… Как всё интуитивное и чувственное, искусство Балашова привлекает сложносочинённостью и незаконопослушностью, оно будто нарочно составлено сплошь из парадоксов и оксиморонов, вроде «разрозненного сосредоточения» или «изящной тяжести» и, как и всякое мощное явление, настолько не требует описания, насколько ценно и интересно само по себе…» Чтобы ощутить эту ценность и познать этот интерес – не обязательно быть художником, музыкантом или поэтом. Надо уметь свободно жить, видеть сны и любить камни, что под ногами.