ТЕЛЕКРИМИНАЛ
Сериал «Сонька – Золотая Ручка» снимал Виктор Иванович Мережко – создатель тонких, лиричных сценариев к фильмам «Здравствуй и прощай», «Трын-трава», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Родня», «Полёты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться». В «Соньке – ЗР» талантливый сценарист предстал ещё и режиссёром, и исполнителем роли козырного воровского «валета». Да ещё и книжку написал: в традиционном виде и на CD-диске. Осталось только Соньку спеть и станцевать.
гра Мережко-актёра оставляет желать много лучшего. Точнее, игры нет совсем, лучше бы он вообще не играл. Правильную тактику избрал Олег Басилашвили: его герой в сериале проговаривает роль, и по лицу актёра видно, что его подташнивает от этого балагана.
А с Виктором Ивановичем в последнее время творится что-то странное. На глазах своих поклонников он превращается в собственную противоположность. Удивительно откровенно высказался он сам о собственном произведении. И кой чёрт дернул его за язык! Но слово – не воробей. Итак…
На вопрос корреспондента «КП» о том, не боится ли он обвинений в романтизации образа преступницы, режиссёр Мережко отвечает: «Образ получился вовсе не героический. Эта женщина не воровка, она артистка. Она грабила купцов, аристократов, банкиров... И как талантливо!» Вероятно, поняв, что зашёл слишком далеко, Мережко добавляет: «Но мораль в другом – страшно, когда способный человек идёт по дороге пагубной страсти. Это загубленная судьба. Об этом и фильм».
«Талантливая воровка…» Раньше слово «талант» применяли по отношению к инженерам, врачам, учителям… Теперь нам предлагается новый идеал – одарённый вор! Мало того, режиссёру на своём сайте восторженно вторит телеканал «Россия»: «…ее таланту и авторитету в уголовном мире не было равных». Это уже открытие для лингвистов: слово «талант» на наших глазах стремительно переходит в лексикон блатной «фени».
Героизируется не только Сонька, но и весь криминальный мир. Вспомните сцену воровского «схода», где Сонька пафосно рассуждает о воровском «братстве». Заслушаешься! Вот она, «героиня нового времени»!
Варлам Шаламов тонко заметил: «Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» с умилением подмечает поступки несчастных, которые ведут себя как большие дети… Достоевский не встречал и не знал людей из настоящего блатного мира. Этому миру Достоевский не позволил бы высказать никакого сочувствия». Мережко, разумеется, не Достоевский, но криминальную хронику, надо полагать, знает.
Или не желает знать? Иначе что подвигло его сказать про Соньку: «Она уже легенда. И войдёт в число женщин-героинь обязательно! Это наша Мата Хари. Но не шпионка, а воровка».
Для сведения Виктора Мережко: национальные героини России – декабристка Мария Волконская, математик Софья Ковалевская и многие другие. Несмотря на то, что они не умели грабить ювелиров…
Спасибо режиссёру, открывшему нам истину: наше время – время воров. Как смешны создателям сериала те, кто пытается сегодня возродить веру в добро, честность и справедливость!
Что до нынешних реальных «сонек», то эти алчные создания промышляют иначе: сочиняют книги о «рублёвской» жизни, украшают обложки гламурных журналов, ведут телешоу, нанимаются содержанками и занимаются проституцией «по вызову», стыдливо именуемой «эскортом».
Главная ошибка создателей сериала в том, что легенда о Соньке устарела безнадёжно, а телевизионная Сонька устарела еще до того, как сериал начали снимать. Нам лишь дали понять, что в далёком прошлом жили удивительно наивные люди, готовые поддаться на самую примитивную хитрость. Тогда как в наше время лирически настроенная парочка, договариваясь о первом свидании, уже требует друг у друга паспорта.
Время доверчивых ушло. Неужели безвозвратно?
Отвечая на вопрос о причинах, побудивших режиссёра снимать кино именно про Соньку, Мережко отвечает: «Уникальность и романтичность личности. Другой такой в нашей истории не было. Она не бандит вроде Пугачёва или Разина». Сейчас полно желающих порассуждать о «бандитизме» Пугачёва и Разина. Только вот из памяти народной не вытравишь их геройский облик. Зато образ местечковой Соньки микроскопически мелок на фоне этих гигантов. Что до бандитизма, то Сонька действовала именно в составе банды. Потому и является жалкой бандиткой.
Но полный восторг режиссёра вызывает вопрос: «Вам хотелось бы встретиться с живой Сонькой?» В ответ мы слышим нечто невероятное: «Конечно! Обязательно выразил бы ей свой восторг, уважение». Неужели это слова не криминального братка, восхищённого умением Соньки «тырить брюлики», а представителя российской интеллектуальной элиты? От этих слов становится не по себе… Но если подумать, жаль, что Мережко не был знаком с Сонькой лично. Хотелось бы посмотреть в лицо деятеля культуры, после того как он проснётся с распухшей от клофелина головой в «обнесённой» Сонькой квартире!
Не стоит ссылаться на великие примеры прославления криминала. «Сонька – ЗР» не стала «Крёстной Сонькой». Мережко не стал Копполой. Секрет в том, что Мережко-сценаристу всегда везло с режиссёрами: Виталий Мельников, Виктор Трегубович, Никита Михалков, Роман Балаян… Но на этот раз ошибочка вышла: сценарист стал режиссёром, и все увидели, что ему не повезло с самим собой.
Что дальше в творческих планах режиссёра? Неужели восторженная сага о Властилине, оставившей нищими тысячи людей? Вполне вероятно. Сам Мережко сказал: «Мы с дочкой даже сходили на Ваганьковское кладбище, где, по легенде, лежит Золотая Ручка. Нашли мраморный памятник, цветочки положили...».
Надо заметить, что, по бандитскому поверью, к этому месту ходят за воровской удачей. Неужели такой удачи хочет сегодня Виктор Иванович Мережко?