В Курске прошёл Третий открытый вокальный конкурс имени Георгия Свиридова
При том что это был настоящий конкурс – с жюри, тремя турами, призами и награждением, здесь совершенно отсутствовала атмосфера нервозности, зависти, соперничества, которыми, как хорошо известно, увы, нередко грешат подобные мероприятия. Напротив, так замечательно было погрузиться в редкостную, словно не из века сего, обстановку дружественности, интеллигентности, душевной открытости, и главное – любви к музыке, возведённой в культ и равной по силе и у конкурсантов, и у членов жюри. Словом, куда более уместным было бы назвать всё происходящее не конкурсом, а праздником музыки.
После столичной суеты в любое курское свиридовское действо погружаешься действительно, как в чудо. Всё здесь напитано гармонией и памятью о великом человеке. Всё пронизано полевым, крестьянским воздухом южной Руси, её дубрав и чёрных полей, породившим столько дарований, и гений Свиридова в том числе.
Курск – родина композитора – по-прежнему остаётся первым городом в России в области пропаганды его творчества. Здесь не рассуждают о бренности современного музыкального бытия, а просто делают то, что должно. Как говорится, всем миром. Невозможно не помянуть особым добрым словом Леонида Марченко – организатора конкурса, равно как и многочисленных начинаний, связанных с именем Свиридова; ректора областного университета Вячеслава Гвоздева, предоставившего для прослушиваний превосходный по акустике актовый зал; конечно же, губернатора Курской области Александра Михайлова, без поддержки которого конкурс не имел бы должной солидности; наконец, непременного мецената свиридовских мероприятий в Курске – фирму «Стройтрансгаз».
30 вокалистов со всей России. Почти все родились не в столицах: Тольятти, Омск, Новосибирск, Хабаровск, Кострома, Мурманск, Щигры, Пышма... Я высчитал средний возраст конкурсантов – примерно
25 лет. А исполняли они произведения трёх основных «категорий»: народная песня, сочинение композитора ХХ века, произведение Свиридова. Наличие в стране молодых и профессионально состоятельных продолжателей классического пения само по себе отрадно. И великое дело, что в Курске дали им, людям увлечённым, возможность собраться вместе, ощутить своё присутствие в живом потоке культуры, преодолеть чувство возможного одиночества, замкнутости, наконец, подружиться с единомышленниками, поучиться мастерству, азбуке дела. Недаром ряд лауреатов прежних курских вокальных конкурсов – к примеру, Тарас Штонда, Пётр Мигунов – стали солистами ведущих музыкальных театров страны, видными музыкантами.
Ну и, конечно, преемственность поколений, что была здесь, как говорится, налицо. В жюри, возглавляемое выдающимся русским певцом Александром Ведерниковым, вошли режиссёр Большого театра и первый исполнитель знаменитой свиридовской «Поэмы памяти Сергея Есенина» Алексей Масленников, профессор Московской консерватории композитор Роман Леденёв, пианист и искусствовед Михаил Аркадьев, солистка Большого Ирина Бикулова, президент Национального Свиридовского института Александр Белоненко, солист Эстонской национальной оперы, народный артист СССР и Эстонии Мати Пальм. Ну а в ранге почётного президента конкурс возглавляла сама неподражаемая Ирина Архипова. Стоит ли говорить, что награды от такого жюри – это не формальная завершающая акция мероприятия, а настоящее благословение. Традиция продолжается!
Камерное пение – явление таинственное, по исходной сути своей интимно-личное, рафинированное, родившееся и бытовавшее в прежней России преимущественно в дворянских или по меньшей мере интеллигентских кругах, среди людей, умевших недурно играть на фортепиано и уверенно владевших своим голосом. Это искусство, выросшее из домашнего музицирования, ныне полностью исчезнувшего из нашего повседневного обихода. Диапазон выражаемых чувств – от тончайших смысловых подтекстов, этаких полудыханий, до предельной сердобольной искренности, что сродни народной песне. Камерно-вокальная музыка – для богатого душевного мира. Это жанр аристократический. Хранить его и доносить до людей – замечательное призвание!
По сей день значителен и внешний ореол академического певца-солиста: фрак у мужчин, роскошное яркое ретроплатье у женщин, торжественный лаковый отблеск рояля, азартный, ничем, никаким оркестром не заменимый союз певца и пианиста – эти известные концертные атрибуты, неизменно завораживающие зал, вечны, модам и временам неподвластны, как сама прекрасная музыка!
И возможностей убедиться в этом конкурс предоставил немало. Все участники оказались на высоте, но жюри особенно выделило исполнение Людмилы Борисовой (Москва) и Дмитрия Полкопина (Челябинск), получивших первую премию. Оба они вполне сложившиеся, даровитые, опытные музыканты, солисты оперных театров. Каждый со своим индивидуальным внутренним миром, способностью к особому сценическому высказыванию. Полкопин буквально пронзил зал исполнением свиридовской вещи на слова Есенина «Есть одна хорошая песня у соловушки». А Борисова поразила целомудренностью и величавостью подхода к трактовке последней песни из цикла «Отчалившая Русь» под названием «О, Родина, счастливый и неисходный час». У певицы начисто отсутствовал фальшивый оптимистический пафос, которым порой грешат исполнители этого произведения. Вторую премию получили Юлия Шагдурова из Новосибирска и костромич Максим Сажин. В исполнении последнего привлекли особая «монашеская» сдержанность, чуткость, сосредоточенность, сквозь которые то и дело прорывалась большая внутренняя сила души и голоса. Этот певец может превосходно сосуществовать с хором. Подобные же слова можно отнести и к лауреату четвёртой премии петербуржцу Григорию Шкарупе, с выразительным благородством исполнившему «Двух гренадеров» Шумана. Третью премию поделили Степан Егураев (Владимир), достойно представивший мужественный и суровый, как горные склоны, «Пролог» из цикла Г. Свиридова «Страна отцов» на слова Аветика Исаакяна (замечателен сам выбор этого произведения), и Мария Чулкова, приехавшая на конкурс из Тольятти. На выступлении этой певицы хочется остановиться особо.
Она спела среди прочих вещей своей программы песню «Любовь останется» на музыку Валерия Гаврилина. Песня эта известна в исполнении Эдуарда Хиля и доныне популярна в эстрадном жанровом ключе, но какую же удивительную проникновенную силу, грусть и даже своего рода светлую трагедию души раскрыла в ней, в самих интонационных переливах её мелодии эта совсем юная девушка! Спела просто, сердобольно, блаженно, страдающе и в то же время сосредоточенно и точно – и с каким достоинством переживания! Любовь предстала высокая, чистая, под заветной синевой небесной, в немеркнущем светлом просторе былого, любовь, охватывающая собою всю жизнь, всё сокровенное и неугасимо-счастливое в ней. Я думал, что таких чувств давно уже в природе не существует… Были в этом голосе живые и горячие слёзы, которые проистекают не от вокализмов и «темперамента», а от внутреннего дара, органического расположения к красоте и добру. Певица рассказала нам саму правду о чувстве, да так, что снова крепко поверилось, что есть оно, это чувство, и будет главенствовать над всем прекрасным в мире, и никогда не заменится никаким обманом. Замерший зал и овация на последних звуках…
«Музыка должна быть достойна человека в его высоком призвании», – говорил Георгий Свиридов. Думаю о судьбе таких музыкантов, как Мария Чулкова: трудно придётся им в наш век. Помоги им Бог спастись, сохранить себя, от всего дурного уберечься, чистоту души сохранить, так же глубоко и искренне продолжать своё дело. И работать, конечно, по призванию – столько, сколько нужно. От души желаю этого всем курским конкурсантам.
…По традиции всех здешних музыкальных праздников в последний день конкурса члены жюри и лауреаты поехали в Фатеж, на родину Свиридова. Там, во время экскурсии в недавно открытом доме-музее, я впервые в жизни услышал рассказ о композиторе как о стороннем, давно ушедшем человеке, персонаже из прошлого – и грустно стало до слёз. Но в то же время и радостно: память о нём хранится. Всему свой час – прекрасные слова Виктора Астафьева… В Фатежском районном доме культуры конкурсанты дали концерт, на котором местная детвора от большого количества камерно-вокальной музыки вначале было слегка расшалилась, но потом лауреат четвёртой премии минчанка Ирина Кучинская с таким артистизмом исполнила «Болтунью» С. Прокофьева на слова
А. Барто, что тут не то что детвора, но и взрослая публика затихла, раскрыв рты и с неподдельным интересом вникая: что же там такого этот «Вовка выдумал».
Из Фатежа, получив благословение теперь уже не у жюри, а словно бы у самого Старика, поехали в Коренную пустынь. Какое-то на редкость правильное вышло завершение конкурса. По дороге в Коренную – говорящие ландшафты: громадные чернозёмы, как море, и едешь, кажется, вдоль бескрайнего берега. Невесомые рощи на холмах и нежные ровные ковры поднявшейся озими под лазурью небесной. Солнце, в цвет ему сверкает золото листвы – погодой щедро сопутствовал Господь. Синеглавые белоснежные храмы стоят близ долгих сёл, у околиц возле хат пасутся задумчивые кони. Болтают у плетней горластые мужики и бабы, поют напев своего курского говора, доныне живого и звучного. И птицы поют, перелетают, носятся над усыпающими пашнями. Вечная Россия с вечной музыкой.
, КУРСК–ФАТЕЖ–МОСКВА
Если бы на конкурсе существовал приз зрительских симпатий, то она стала бы наиболее вероятным претендентом на его получение. На сцене – Мария Чулкова