И телевидение в праздники стало другим. Строже, тревожнее, чище. Атмосфера Великой Отечественной приблизилась к нашей ещё совсем недавно беззаботной жизни. Парад, шествие Бессмертного полка, которого из-за ковида не было два года, военные фильмы, среди которых много новых, песни тех лет...
Не так маячили в телевизоре надоевшие эстрадные павлины, певшие на попсовый лад великие песни войны. На Первом был достойный концерт. Видно, что его участники сделали свой выбор.
Даже ТНТ показывало в этот день что-то пристойное. Кинокомедия 2011 года «Пять невест» Карена Оганесяна с совсем молодыми, ещё не звёздными Ходченковой, Пересильд, Пеговой, Боярской, Козловским зрение не оскорбляла. А потом канал продемонстрировал очень хороший сериал «Перевал Дятлова», весь, от начала до конца. А в прошлые годы 9 Мая там нонстоп изгалялись резиденты «Камеди Клаб».
На «Культуре» – хуциевская «Застава Ильича», где главный герой говорил, что он относится серьёзно к революции, тридцать седьмому году, войне и... картошке, которая помогла их семье выжить в голодное время, а его ироничный оппонент, которого очень живо сыграл Андрей Тарковский, ёрничал, за что получил по морде.
На этом же канале поразил документальный фильм Виталия Максимова «Меч Мономаха» о статуе русского солдата с девочкой, которую он прижимает к себе левой рукой, а правой держит огромный меч. Грандиозный монумент Вучетича в берлинском Трептов-парке, оказывается, имеет реального прототипа. Солдата, который вынес из-под обстрела немецкую девочку, звали Трифон Андреевич Лукьянович. Девочку он спас, но сам был смертельно ранен. Об этом подвиге написал в «Правде» Борис Полевой, потом немцы на месте гибели Лукьяновича открыли мемориальную плиту, но прошли годы, и вдруг кто-то в немецкой газете написал, что этот подвиг – мистификация, и доску убрали. И было это до военной операции, да и фильм снят не два месяца назад. То есть культура отмены (точнее, антикультура) надвигалась давно.
На НТВ в канун праздника показали фильм Тиграна Кеосаяна «Бессмертные». На либеральных сайтах писали, что этот ремейк «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов отверг, а мне там многое понравилось. В первую очередь актёры, играющие «афганцев». Прекрасен Фёдор Добронравов (героя в молодости тоже хорошо сыграл его сын Иван), наконец-то неожиданно и не совсем положительного героя сыграл Сергей Пускепалис (Александр Метёлкин), очень хороши Роман Мадянов и его «дублёр» Максим Емельянов. Запутавшегося писателя-либерала сыграл Юрий Стоянов (Артём Ёшкин), но подлинным открытием фильма стала медсестра Надя, которую замечательно, пронзительно сыграли Наталья Вдовина и Арина Жаркова, а две роли (умершего друга афганцев и сына Нади) – Алексей Демидов.
Было в этом фильме что-то очень серьёзное, сегодняшнее, подлинное, грустное – предчувствие больших перемен.