С невероятным успехом прошёл в театре «Большое гнездо» (город Дмитров) премьерный спектакль по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго», поставленный художественным руководителем театра Дмитрием Юмашевым. Актуальность пьесы, являющейся своеобразным парафразом одной из сюжетных линий шекспировского «Гамлета», ощутима сразу, поскольку, по словам постановщика, речь идёт о «цене человеческой жизни в политической игре. Пьеса написана остро, и это делает проблему выбора, поставленного перед её героями, особенно выпуклой, беспощадно откровенной, задевающей за живое».
В центре пьесы – судьба актёров, разыгравших знаменитую сцену «мышеловки» перед датским королём-убийцей. Что стало затем с ними, маленькими людьми, вброшенными против своей воли в большую политику? А рядом с этой главной сюжетной линией подспудно вызревает основная тема философской притчи о театре: какова плата за жизнь, сотворённую человеческой фантазией, – смерть?.. Песчинки, случайно занесённые в отлаженный политический механизм, – какой у них может быть выбор? Но он есть всегда, пока жив человек, – так отвечает на поставленный вопрос спектакль Дмитровского театра.
Достоинство, сохраняемое даже под пыткой, жизнелюбие, не оставляющее человека и после физического надругательства, вера в избранный путь – вот о каких вещах заставляет задуматься этот спектакль, яркий, взрывной по эмоциям и постоянно тревожащий ум мыслями, без которых нет полноценной духовной жизни. Театру удалось главное – вовлечь зрителей в собеседование, восстановить распавшуюся цепь времён, поскольку это главная задача и право искусства, которое должно говорить правду.
Носителем этой идеи является Чарльз (Роман Шишков), директор бродячего театра, одержимый почти несбыточной мечтой организовать столичную труппу. Он истый человек театра со всеми его высокими и мелочными помыслами, Антей, схваченный за горло железной рукой судьбы. Устоять в этом поединке можно, лишь храня верность матери-природе, олицетворением которой предстаёт в спектакле Элизабет (Татьяна Исаева), крестьянка, ставшая артисткой бродячей труппы, но не утратившая своей корневой системы и потому сумевшая стать опорой театральному титану.
Немалую роль в эмоциональном воздействии спектакля сыграли художник Татьяна Терентьева и композитор Рубен Затикян. Не прибегая к распространённому ныне так называемому «современному прочтению», они вместе с режиссёром Дмитрием Юмашевым создали на маленькой дмитровской сцене спектакль, столичный по масштабу идей, в нём затронутых, и лаконично-ёмкий по форме их изложения.
Браво, дмитровчане!
P.S. По окончании премьерного спектакля прямо на публике было зачитано приветствие автора пьесы коллективу Дмитровского драматического театра «Большое гнездо»:
«Дорогие коллеги! Я вас не знаю, но чувствую, что вы мне близки, если вы играете пьесу, которую я написал. Это значит, что у нас общая судьба, как во все времена у артистов всего мира – с глубокой древности до наших дней... Желаю успеха вашему спектаклю, так как ваш успех будет и моим. С любовью Недялко Йорданов».