Полад Бюльбюль оглы вправе сказать, что своему отцу «воздвиг памятник нерукотворный». Таковым, безусловно, стал международный конкурс вокалистов, носящий имя великого азербайджанского певца Бюльбюля. Ныне он состоялся в Баку в девятый раз. А родился в 1997 году. Тогда в Азербайджане широко праздновалось 100-летие со дня рождения Бюльбюля и Президент страны Гейдар Алиев принял решение об утверждении творческого соревнования, произнеся пророческие слова: «Надеюсь, что первый конкурс вокалистов имени Бюльбюля, станет прекрасной традицией и откроет миру новые таланты».
Так и случилось: конкурс, проходящий с периодичность в два года, завоевал мировое признание и авторитет. В 2024 году в Дирекцию поступило более двухсот заявок из двадцати пяти стран, включая не только практически всё ближнее зарубежье, но также Венгрию, Израиль, Италию, Канаду, Македонию, Монголию, Нидерланды, Россию, Турцию, Южную Корею и др. В результате предварительной экспертной селекции в столицу Азербайджана съехалось сто сорок певцов, готовых побороться за звание лауреата. Нелегкая задача выделить лучших встала перед членами жюри.
В состав арбитров от Азербайджана вошли народная артистка Республики, солистка Большого театра России Динара Алиева, народный артист СССР, ректор Азербайджанской Академии музыки, профессор Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана, директор Азербайджанской государственной филармонии, профессор Мурад Адигёзал-заде. Россию представили заслуженная артистка России Марина Мещерякова, художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра России, заслуженный деятель искусств России, профессор Дмитрий Вдовин, народный артист Башкортостана, заслуженный артист России художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета Аскар Абдразаков. Голосом Грузии стал ее народный артист, профессор Теймураз Гугушвили. Дирижер Микеланджело Мацца прибыл из Италии, из Германии - международный арт-директор, Президент Дрезденского оперного бала, художественный руководитель фонда «Сириус» – «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай.
Четыре конкурса подряд жюри возглавляла великая русская певица Ирина Архипова, внесшая существенный вклад в становление этого соревнования молодых певцов. Ирина Константиновна тогда говорила: «Я люблю конкурс имени Бюльбюля, потому что на него съезжаются молодые певцы из Сибири, Дальнего Востока, стран Центральной Азии, Кавказа, Юго-Восточной Азии. И теперь мы знаем, что в этих странах есть и успешно развиваются свои вокальные школы. И в самом Азербайджане выросло новое поколение молодых талантов.» После ухода из жизни Архиповой жюри конкурса возглавил выдающийся певец Евгений Нестеренко, два раза судейская коллегия работала под руководством всемирно известного баритона Сергея Лейферкуса. На одном из конкурсов лауреатом I-й премии стал азербайджанский певец Юсиф Эйвазов, сегодня успешно расширяющий свою международную карьеру. Его приглашение в качестве председателя жюри IX-го конкурса вполне закономерно и оправдано. Сам Эйвазов подчеркнул, что для него работа с такими мэтрами – «большая гордость честь», а молодым конкурсантам пожелал ставить во главу творческих задач музыкальность, а не попытки поразить голосом. Впрочем, говорил он недолго, подчеркнув, что участники уже напряженно ждут выхода на сцену.
Конкурс – живой организм, его условия все время совершенствуются. На первом туре вокалистам предстояло исполнить одну оперную арию любой стилистики и авторства. Уже первый день принес немало приятных впечатлений. Сильной оказалась монгольская мужская группа, порадовало правильное произношение русского текста, хотя как раз в партии Кончака из оперы «Князь Игорь» у сочного баса Хоролгаравы Монхтушвина в этом смысле обнаружились погрешности. Красивых голосов оказалось много. Традиционно – у грузинских вокалистов Левана Табукашвили, Elene Gvelesiani, сопрано Natia Ivanishvili. Наталия Джавшанашвили выступавшая под флагом России, в арии Маргариты из оперы Гуно «Фауст» умело владела голосом, уходя на тишайшее pianissimo. Прекрасный тембр и хорошее техническое оснащение показали узбекские певцы Дамир Рахмонов с его игрой звуковой динамикой и широким дыханием, тенор Отабек Назиров, внесший героические нотки в арию Альфреда («Травиата») при легком и академичном подъеме к верхам тесситуры. В число фаворитов сразу выдвинулись сопрано Надежда Мейер, бас-баритон Степан Волков, Ирина Большакова (Россия), канадка Клер Кулен. На втором туре, куда прошло сорок три человека, им нужно было исполнить, помимо оперной арии, романс из репертуара Бюльбюля. Азербайджанским певцам это, конечно же, полегче. Естественно, с задачей превосходно справились Камилла Иманова, Лейла Бахышова, Гюнель Асадова, Махир Таги-заде, замечательный тенор Аташ Караев. Однако иностранцы тоже не подкачали, в целом достойно освоив интонационные особенности музыкальной стилистики и языка азербайджанских романсов «Sənsiz» Узеира Гаджибекова и «Ölkəm» Асафа Зейналлы.
К третьему туру жюри допустило пятнадцать конкурсантов. Теперь оперные арии исполнялись в сопровождении государственного симфонического оркестра. Его возглавил главный дирижер Фуад Ибрагимов. Однако музыканты, проделавшие в сжатых временные рамках большую работу, оказались не менее чуткими к палочке коллег – Эйюба Кулиева, Мустафы Мехмандарова и внука Бюльбюля и его полного тезки Муртузы Бюльбюля. По результатам финального испытания лауреатами стали Аташ Караев (Азербайдджан) и Степан Волков (Россия), удостоенные первой премии. Вторую премию поделили Максат Саматов и Лейла Аламанова (Казахстан). Третья премия досталась Ирине Большаковой и Юлии Ситниковой (Россия). Учитывая реалии конкурса – множество замечательных певцов, Полад Бюльбюль оглы даже увеличил призовой фонд, добавив IV-ю премию. Ее лауреатами стали Mоngolkhuu Byambajav (Монголия) и Самира Галимова (Россия). Аташ Караев назван «Лучшим тенором», а россиянин Алексей Юрковский отмечен за исполнение произведения из репертуара Бюльбюля. Приз «Надежда» в руках Гюнель Шириновой (Казахстан). Высшую награду конкурса – Grand Prix завоевала канадская участница Клер Кулен.
По установившейся традиции, награждение лауреатов и заключительный концерт конкурса вновь прошел в Шуше – карабахском городе, малой родине Бюльбюля у его дома-музея. Здесь до сих пор цветет дерево тутовника. Маленький Муртуза забирался на его мощную ветвь и пел, подражая звонким трелям соловья, скрытого пышно-зеленой кроной. Так за мальчиком и закрепилось прозвище Бюльбюль – соловей. Теперь неподалеку от дома выстроена сцена, зрительские стулья расставляют прямо на траве. Похоже волнение лауреатов от всего происходящего передалось небесам, и они резонировала раскатами грома. Удары удивительным образом совпадали с тактами оркестра, за пульт которого, как и в Баку, снова поочередно вставали Муртуза Бюльбюль, Фуад Ибрагимов, Эйюб Кулиев и Мустафа Мехмандаров.
Но этого природе оказалось недостаточно для выражения чувств, и она разразилась освежающим ливнем. Так что, весело смеясь, зрители и артисты переместились под гостеприимный кров дома Бюльбюля. Уже с веранды, превратившейся в концертные подмостки, допевали задуманную программу вечера. Пусть и acapella, зато в сопровождении импровизированного хорового аккомпанемента всех присутствующих. Эта волнующая краска стала завершающей в палитре той эмоциональной картины, с которой IX-й конкурс имени Бюльбюля ушел в историю.
Баку – Москва