Состязательность стала неотъемлемой чертой почти всех сфер жизни…
На днях в Сочинском Зимнем театре открывается II Международный конкурс Юрия ГРИГОРОВИЧА «Молодой балет мира». Подано свыше 70 заявок от участников из России, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси, Армении, Италии, Кореи и впервые – Венесуэлы.
В состав международного жюри под председательством Григоровича вошли видные артисты и деятели балетного театра разных стран: ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка России, профессор Марина Леонова, педагог Большого театра России, народный артист СССР Михаил Лавровский, художественный руководитель Национального академического Большого театра балета Республики Беларусь, народный артист СССР Валентин Елизарьев, главный балетмейстер Национальной оперы Украины им. Т.Г. Шевченко, народный артист Украины Виктор Яременко, а также Кумико Очи (Япония), Турсынбек Нуркалиев (Казахстан), Шарль Жюд (Франция), Бай Шусян (Китай), Маргерита Паррилла (Италия), Олимпия Гелодари (Греция).
Конкурс посвящён выдающейся русской балерине Наталии Бессмертновой (1941–2008). Помимо официального призового фонда и Grand Prix имени Марины Семёновой (в связи со 100-летием со дня рождения великой русской балерины) ряд общественных организаций и СМИ учреждают специальные призы участникам, их педагогам и концертмейстерам.
Словом, вслед за Экономическим форумом городу Сочи предстоит испытать и балетный синдром. Мы позвонили Юрию Николаевичу Григоровичу и ещё застали его дома:
– Да, да, проводим, во второй раз. Первый был два года назад, посвящался Галине Улановой, теперь мы вновь собираемся в предолимпийском Сочи – городе вечного праздника – и посвящаем наше танцевальное состязание Наталии Бессмертновой. Конкурсное движение имеет сегодня глобальный характер, это часть современной мировой культуры, традиция и вместе с тем норма. «Молодой балет мира» вливается в этот процесс. Наш конкурс акцентирует раннюю возможность заявить себя в контексте поставленных требований, меняющихся год от года. Он даёт самым молодым людям, приходящим в профессию, дополнительную площадку для самовыявления.
В моей артистической молодости не было ничего подобного, мы связывали свою жизнь с конкретной и зачастую единственной труппой. Понятие «соревновательность» относилось к внутренней практике театра или приобретало идеологический смысл, когда театр гастролировал за рубежом. Сегодня состязательность стала неотъемлемой чертой почти всех сфер жизни. И люди балета, думающие о будущем, должны пройти через конкурс, понять его механизм, его преимущества, закономерности, постараться извлечь из двухминутного своего выступления на конкурсной сцене максимум смысла и постичь одну из истин о творческой профессии: свободный творческий выбор артиста связан с необходимостью постоянной работы над собой. Вот и вся философия.
Посмотрим, как покажутся участники на этот раз. Желаю всем удачи и благодарю всех учредителей и организаторов, особенно Министерство культуры России, администрацию Краснодарского края и администрацию Сочи за организацию нашей акции. А «Литературную газету» за то, что она, как и в прошлый раз, оказывает нам информационную и моральную поддержку. Поддержка в русском классическом балете много значит.