Для оптимистов-государственников, для тех, кто искренне полагает, что у России ещё есть шанс стряхнуть с себя бремя внешней зависимости и выйти на самостоятельный путь развития, нынешнее время – пожалуй, самое подходящее. По крайней мере к такому выводу приходишь, читая книгу Александра Елисеева.
Чем примечателен, чем ценен день сегодняшний? Да хотя бы тем, что Россия сейчас находится на этаком идеологическом распутье. Прелести привозного, искусственно насаждаемого западнического либерализма наши сограждане познали сполна. И хотя отголоски пресловутого монетаристского «учения» до сих пор слышны в реализуемых программах правительства, политически этот подвид дикого капитализма в нашей стране себя полностью исчерпал. Всё громче раздаются призывы вернуться на социалистический путь развития. И даже недавно созданная и полностью лояльная президенту крупная парламентская партия «Справедливая Россия» устами своего лидера заговорила о необходимости возврата к той или иной модели социализма.
Что же предлагает автор политико-историографической книги «Социализм с русским лицом»? Некий симбиоз правого с левым, патерналистского (едва ли не монархистского) государственного уклада с преобладанием коллективной формы собственности в экономике, сильной державной власти с общинным производством и распределением продуктов человеческого труда. Елисеев, по всему видать, досконально изучил эпохи, предшествующие русским революциям начала XX века, его работа изобилует многочисленными цитатами речей, докладов, аналитических записок и мемуаров видных общественных и политических деятелей, мучительно искавших выход из тотально кризисной предреволюционной ситуации.
Как ни странно, многие цитаты, приведённые историком, абсолютно актуальны и сегодня. Например, такие соображения монархиста М.О. Меньшикова: «Обмен сырья на фабрикат почти равносилен промену капитала на проценты. Страны, отпускающие сырьё, торгуют, в сущности, собственной кровью, они не только истощают исчерпаемые запасы своей природы – почву, леса, недра гор, но как бы ставят крест над собственной народной энергией. Последняя обрекается на самые тяжкие, наименее производительные, рабские формы труда… Если купите аршин сукна в Англии, вы дадите дневную работу англичанину… <Переводя свои доходы за рубеж, капиталисты кормят>, как неприятельскую армию, целое сословие рабочих и промышленников чужой страны».
В книге для неискушённого читателя найдётся и немало на первый взгляд парадоксального. Автор среди деятельных сторонников «единственно верного», самобытного русского пути (сопряжённого с уникальной разновидностью социализма – заметим в скобках) видит и Николая Второго, и хрестоматийного «крепостника» Аракчеева, и даже «реакционного пруссака», «душителя свободы» графа Бенкендорфа. Насколько состоятельны утверждения Александра Елисеева и подкрепляющие их аргументы, каждый вдумчивый читатель решит для себя самостоятельно.