В Москве, на базе Академии труда и социальных отношений, состоялась научно-практическая конференция «Социальное развитие Союзного государства: состояние и перспективы». Она была организована Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России, министерствами и ведомствами социального блока Российской Федерации и Республики Беларусь. В работе конференции приняли участие руководители министерств и государственных организаций двух стран, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители местных администраций, учёные и общественные деятели.
В своём недавнем Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. Медведев, сославшись на статью 7 Конституции, подчеркнул, что Российская Федерация является социальным государством. Он отметил также, что государство будет выполнять все свои обязательства перед гражданами, все социальные гарантии останутся предметом самого пристального внимания и ответственности правительства России. В свою очередь и Республика Беларусь, согласно статье 1 Конституции, определена как социальное правовое государство. Это не может не задавать Союзному государству России и Беларуси изначальной социальной ориентации, то есть способности предоставить своим гражданам свободное развитие при соблюдении гарантий социальной защиты.
Определить, что уже сделано в этом направлении и что ещё предстоит сделать, и должны были участники конференции. Надо сказать, круг обсуждаемых вопросов оказался велик: миграция, порядок получения медицинской помощи, выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поддержка инвалидов и участников ВОВ, развитие физической культуры и спорта, культурное сотрудничество, сотрудничество в области образования. Всем этим проблемам нашлось место в принятой в 2003 году Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года. Всё это время Концепция находилась под пристальным вниманием: ход её реализации ежегодно рассматривался Советом Министров Союзного государства, министерства и ведомства Беларуси и России регулярно проводили совместные заседания коллегий по основным направлениям Концепции. О том, чего удалось достигнуть на сегодняшний день в плане её реализации, рассказал, открывая пленарное заседание, заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства России и Беларуси Сергей Шухно.
Из общего количества программ и мероприятий Союзного государства на долю социального сектора приходится около 40%, на них выделяется в среднем около 25% средств союзного бюджета.
Сегодня решены многие вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, трудоустройство и оплату труда, на получение образования и медицинской помощи, на реализацию культурных проектов, идёт работа по сближению законодательств в различных областях социальной сферы. Сняты основные проблемы, с которыми постоянно сталкиваются граждане Беларуси и России. Сведён к минимуму дискомфорт проживания в разных государствах.
Но время идёт, и развиваются не только экономики наших стран, но и мировая экономическая система в целом. Определённые коррективы вносит и кризис. Поэтому задачей конференции стало не только обсуждение уже полученных результатов. Необходимо было, учитывая внешние факторы, сформулировать предложения, которые лягут в основу Концепции социального развития Союзного государства на следующие пять лет, работа над которой начнётся уже в следующем году. Соответствующее решение было принято на прошедшем в августе заседании Совета Министров Союзного государства. Во втором квартале 2009 года должна быть сформирована рабочая группа по подготовке проекта, а сам проект предполагается рассмотреть в Совете Министров СГ во втором квартале 2010 года. Существенным отличием следующей Концепции должно стать включение в неё новых направлений работы: молодёжной политики и туристической деятельности.
Сергей Шухно также отметил, что деятельность законодателей не должна сводиться только к унификации законодательств Беларуси и России. Необходимо работать на перспективу, создавать союзные отрасли экономики, приоритетные среди которых – высоконаучные и высокотехнологичные, продвигать бренд «Союзное государство» в мире, и в первую очередь на постсоветском пространстве.
Мировой финансовый кризис актуализирует вопрос занятости населения Союзного государства. В этой ситуации формирование общего рынка труда – первостепенная задача. Следует выработать единые подходы к прогнозированию спроса и предложения рабочей силы с учётом её качественных характеристик в Республике Беларусь и Российской Федерации, исследовать возможные направления оптимизации занятости населения двух стран, разработать совместные механизмы регулирования движения трудовых мигрантов в Союзном государстве.
В области здравоохранения необходимо обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей для получения белорусами и россиянами качественного медицинского обслуживания. Требуют пересмотра подходы к организации национальных систем здравоохранения. Нужно создавать целостную модель согласованного развития систем здравоохранения Беларуси и России, разработать единую концепцию подготовки медицинских кадров, сертификации лекарственных средств, совместной работы по преодолению демографического кризиса.
Сегодня в России и Беларуси существуют различные подходы к образованию, например, сроки обучения. Возникают вопросы, почему результаты государственного белорусского тестирования не принимаются в России, результаты ЕГЭ не принимаются в Беларуси. Существуют сложности с взаимным признанием дипломов о присуждении научных степеней и званий. Необходимо не только решать эти вопросы, но и создавать предпосылки для формирования и развития союзного образовательного и научного пространства.
Слабо используется объединительный и пропагандистский потенциал спорта. В частности, работа Федерации бокса Союзного государства, усилиями которой организованы совместные тренировки и выступления союзной сборной в национальных и международных турнирах, не находит продолжения в других видах спорта. В результате оказывается незадействованным мощный ресурс, который наглядно демонстрировал бы реальность Союзного государства.
В сфере культуры ощущается недостаток серьёзных, широкомасштабных союзных проектов. Более того, реализация некоторых из них (к примеру, фильм «Брестская крепость») затягивается, а уже готовые телевизионные продукты невозможно разместить на федеральных каналах, несмотря на соответствующее решение Совмина. Об этом рассказал главный редактор телеканала ТРО «СОЮЗ» Александр Минаков.
К сожалению, большой проблемой по-прежнему остаётся освещение союзного строительства, причём не столько самого процесса, сколько его нормативно-правовой базы. Часто жители Союзного государства не располагают информацией об имеющихся у них правах. Учитывая размер российской территории, формуляр может дойти до конкретного чиновника спустя несколько месяцев после принятия закона. Задача СМИ – помочь в этом. И прежде всего в процесс должны включиться региональные средства массовой информации. Необходимость этого подчеркнула начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ирина Наркевич.
Давно назрела необходимость выхода на новый качественный уровень работы союзных СМИ. Для этого достаточно добавить к уже существующим, в том числе и печатным, мультимедийную составляющую. Это позволит обеспечить свободный доступ большего количества граждан, и не только проживающих на территории Союзного государства, к его информационным ресурсам. В конечном итоге это позволит создать единое информационное пространство на территории стран – участниц Союзного государства, так необходимое для интеграционного сближения Беларуси и России.