В Липецке прошёл XVIII Международный кинофорум «Золотой Витязь».
В этом году за 11 дней было показано… 260 фильмов из 24 стран. Гран-при получил фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» – «За вдохновенную экранизацию повести Н.В. Гоголя», как это сформулировано жюри. А сыгравший Тараса Богдан Ступка был также удостоен приза за лучшую мужскую роль. Ещё восемь «витязей» остались в России, четыре уехали в Сербию, а остальные отправились в Германию, Швецию, Украину и Беларусь.
За время фестиваля в городе побывали десятки любимейших зрителями кинематографических «лиц» – Никита Михалков, Владимир Гостюхин, Александр Михайлов, Йован Маркович, Никита Джигурда, Раиса Недашковская… И это далеко не весь список. Атмосфера царила – в лучших традициях – праздничная, и её с лихвой хватило не только на сам областной центр, но и на многие города и уголки региона, в частности Задонск, Елец, Чаплыгин, куда время от времени «десантировались» участники и гости.
В рамках форума прошёл расширенный круглый стол российской киноделегации, при участии зарубежных коллег, на котором под руководством председателя СК РФ Н. Михалкова и президента МКФ «Золотой Витязь» Н. Бурляева был продолжен начатый на Чрезвычайном съезде СК РФ трудный разговор, посвящённый определению дальнейших шагов по развитию отечественного кинематографа.
Кроме двух «Золотых Витязей» – за детское и короткометражное
документальное кино – в Болгарию уехал специальный диплом «За лучшую режиссуру» Владимиру Краеву за картину «Разговор о пустяках»
Но главным всё же было кино. Зрители увидели тринадцать конкурсных картин из 10 стран. Наград, естественно, на всех не хватило. Так, работа польского режиссёра Яцека Блавута «Ещё не вечер», увы, не удостоилась ничего. Блестящий Ян Новицкий, легенда польского кино, сыграл в картине известного актёра, попадающего в дом ветеранов сцены. Будучи удручён созерцанием той скучной жизни, которую влачат его обитатели, он решает поставить с ними ни много ни мало «Фауста» Гёте, причём «для самого лучшего зрителя на свете» – для заключённых. И бывшие кумиры варшавских подмостков «тряхнут стариной», и ещё как, и восхищённые зрители будут им аплодировать. Правда, до финальных поклонов доживут не все. Кто-то умрёт прямо на сцене.
Не слишком повезло и интеллектуальной драме французского режиссёра Лорана де Бартийа «Тайна Антуана Ватто». Её удостоили только специального диплома «За точное художественное решение темы достижения благородной цели». Вероятно, жюри в данном случае посчитало, что полотнами великого художника лучше любоваться «вживую». А фильм умный и грамотный. Этакое старое доброе европейское кино с прекрасной «картинкой», запоминающейся музыкой и мастерской игрой актёрского ансамбля. А помимо старой французской живописи в нём имеется и «цепляющая» почти детективная интрига.
А призы получили: «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук – картина, чья премьера состоялась именно в Липецке, удостоилась «Золотого Витязя» и диплома за лучшую операторскую работу (оператор фильма Мария Соловьёва), «Живи и помни» Александра Прошкина получила «Серебряного Витязя» и диплом за лучшую женскую роль (актриса Дарья Мороз). Бронзовую награду жюри присудило белорусскому фильму «Кадет» Виталия Дудина, в котором, что интересно, против обыкновения нет ни одного российского артиста, а исключительно национальный исполнительский состав.
Конкурс документальных фильмов, в котором было представлено более 60 работ из Европы, Азии и Америки, можно сказать, доминировал в афише смотра. И это вполне закономерно: ведь именно документалисты имеют в наше время огромные возможности реализовать на экране главную задачу кинофорума, определённую его девизом «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека».
Картина «Древние восточные церкви» Валерия Балаяна повествует о мало известных нам, во многом загадочных церквях Востока: жизнь христиан-коптов в Египте, старейшая сиро-яковитская церковь и древние монастыри Армении. Киевский документалист Елена Фетисова представила ленту «Не один дома» о замечательной украинской женщине, воспитывающей больных детей, брошенных родителями. Многие картины были пронизаны темой войны. Серб Милош Чолич в «Кавказском орехе» рассказал о трагической гибели нескольких сотен советских солдат при освобождении Белграда в октябре 1944 года на горе Авала. «Честь русского флага» Владимира Василиненко открывала нам малоизвестную страницу героической обороны Камчатки казаками под руководством адмирала Василия Завойко в годы Крымской войны 1854–1855 гг. А документальная лента «Цхинвальская притча» Вадима Цаликова описывает трагические события недавнего прошлого – трагедию, случившуюся на родине режиссёра в Осетии в августе 2008 года. Этот фильм, как и все предыдущие ленты режиссёра, вызвал наиболее жаркие споры. Ведь всё, о чём он повествует, до сих пор слишком остро отзывается в сердцах и душах и осетин, и грузин, и русских. На закрытии кинофорума режиссёр поблагодарил Россию и всех российских солдат, пришедших на помощь Осетии. Жюри оценило картину только поощрительным дипломом.
На кинофестивале была показана целая серия документальных лент о выдающихся деятелях культуры. Например, о поэтах и прозаиках – Борисе Пастернаке, Александре Яшине, Николае Глазкове, о грузинской актрисе Софико Чиаурели, польском актёре Ежи Новаке, о русском артисте Иване Лапикове. Среди лент на историческую тему наибольший интерес и споры вызвала картина «Царское дело», в которой режиссёр Борис Лизнев на основе подлинных текстов наставлений и посланий Ивана Грозного во многом по-новому оценивает деятельность первого русского царя и его время.
Если основные «витязи» в документалистике уехали в Европу, то награды в анимационном конкурсе остались в России. «Золотой Витязь» был вручён Залине Бидеевой за «Ангелочка», а «Серебряный» – «Солдатской песне» Елены Черновой. Факт отрадный, хотя в целом ситуация с детско-юношеским кинематографом в России остаётся далёкой от идеала. Как весьма жёстко выразился в Липецке Николай Бурляев, детский кинематограф практически умерщвлён. Немудрено, что наше подрастающее поколение «делает свою жизнь» сегодня с Гарри Поттера, Арнольда Шварценеггера и заокеанских анимационных монстров и на уроках рисования дети рисуют преимущественно разных бэтменов, монстров, вампиров и одноглазых инопланетян. Что будет завтра? Во многом это зависит от всех нас, сказал президент «Витязя».
Надеюсь, что на XIX МКФ «Золотой Витязь» в Москве, несмотря на культурный и экономический кризис, мы увидим кардинальные изменения в российском кинематографе.
, ЛИПЕЦК–МОСКВА