Умные речи, красные слова великих и невеликих людей: В 2 ч. / Собраны, записаны, изданы П.К. Мартьяновым; Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2007. – 532 с.
Вышли две книги, абсолютно созвучные нашему времени и нашему темпу жизни. Несмотря на то что одна из них – «Умные речи, красные слова великих и невеликих людей» – была собрана и впервые издана в 1890 году Петром Мартьяновым, известным в конце XIX века в качестве автора многих петербургских журналов поэтом-юмористом, очеркистом, сочинителем афоризмов, и теперь весьма кстати переиздана Государственной публичной исторической библиотекой России.
П. Мартьянову принадлежит инициатива «собирания и издания мыслей, слов и изречений наших русских деятелей». И именно эти высказывания в отличие от общеизвестных даже в те времена слов Вольтера, Ларошфуко и многих других зарубежных классиков представляют в книге наибольший интерес. Благодаря тем выпорхнувшим словно воробей и пойманным автором сборника словам возникает самобытная картина России позапрошлого века, которая заставляет задуматься, на чём же делали акцент общественные деятели прошлого.
«Совесть моя – судья мой», – говорил канцлер князь Горчаков. (Интересно, рискнёт ли кто-нибудь из нынешних чиновников публично произнести такие слова?) «У нас лучше люди, а там лучше учреждения», – заявил граф М.М. Сперанский (возвратясь с конгресса в Эрфурте). Что ж, с этим утверждением и по сей день не поспоришь. «Дикарь, не знавший огня и увидевший свечку, необходимо должен возвести её на степень Бога», – утверждал князь В.Ф. Одоевский. «Что бы женщина ни выдумала, – кричит из позапрошлого века в ответ нашей нынешней демографической катастрофе публицист А.С. Суворин, – что бы она ни произвела в сфере умственного и артистического труда, всё-таки лучше детей она ничего не выдумает. Эти дети – Сократ, Платон, Эсхил, Шекспир, Байрон, Гёте, Бетховен, Пушкин, Гоголь, Толстой и другие светочи человечества».
Едва ли не более современный, чем «Притчи мира», собранные в небольшой томик Л. Сидорковой. В этой книге – истории, в большинстве своём созданные в конце прошлого – начале нынешнего века, почти каждая помечена датой и снабжена выделенным иным шрифтом выводом-назиданием, точным, метким, иногда забавным, позволяющим насладиться образностью предыдущего текста, но не дающим простора воображению и мысли, как предыдущий сборник П. Мартьянова. Но тут уж ничего не поделаешь, таков жанр!
Хотя некоторые истории в отличие от традиционных «маленьких красивых сказок» в этом сборнике сделаны из анекдотов, тостов, телепередач, писем, а некоторые притчи созданы, как указывается в предисловии, «по мотивам или на основе различных эпизодов рассказов, повестей, новелл, романов отечественных и иностранных авторов». Но это я бы, скорее, отнесла к недостаткам книги, нежели к её достоинствам. Зачем ужимать сказку Х.К. Андерсена «Голый король» до размеров притчи и ставить под ней свой, ограничивающий художественное пространство сказки вывод? Неужто «лавры» ужатого до четырёх страниц романа «Война и мир» для бестолковых школьников не давали автору этой «притчи» покоя?
Или наша мимолётная жизнь продиктовала столь неудачный ход для того, чтобы хоть как-то познакомить юных читателей с великими произведениями прошлого?
Однако есть и настоящие «находки» составителя сборника, которые звучат современно. Как, например, в разделе «Отцы и дети» притча под названием «Письмо». Не буду пересказывать в надежде – читатель найдёт книгу и сам прочтёт.
Современные родители редко внимательно выслушивают своих детей, так что уж эта притча как нельзя более актуальна. И, боюсь, ещё долго останется таковой. До тех пор, пока мы не искореним привычку читать художественные произведения сокращёнными до размера притч.