Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 мая 2017 г.
Телеведение

Совесть на кассу

03 мая 2017
Исторический сериал – это прекрасно, но не слишком ли много  Екатерин?

О фальшивом прошлом и настоящих людях, чувствах, юморе


Наше телевидение предлагает премьеру за премьерой. Борьба за зрителя (рекламодателя, прибыль) ведётся нешуточная. Аудитория не просто припадает к экранам в ожидании ярких впечатлений, но ещё и становится свидетелем жестокой конкуренции, которая порой приобретает удивительные формы.


Екатерина была не права?

Мы как-то это промахнули: замотались, смирились и не возмутились – нас так долго и изобретательно к этому дублированию подводили. Главные государственные каналы страны (Первый и «Россия 1») практически в одно и то же время демонстрируют сериалы-дубликаты («Екатерина» и «Великая»). Об одних и тех же эпохе и людях, по идентичным, по сути, сценариям, с очень похожими друг на друга (но не на героиню) исполнительницами. Но более всего удивило, что даже при повторном показе у обоих сериалов хорошие рейтинги!

Хоть что-то подобное было в истории мирового ТВ? На двух каналах тратится куча денег на дорогостоящее костюмированное многосерийное телепредставление, когда естественнее и разумнее было бы объединить средства и на каком-нибудь одном канале сделать что-то суперкачественное, что называется на века. Так почему такое происходит? Нет, мы сейчас не об отсутствии народного контроля за расходованием государственных средств на ТВ, а о том, что историческая тема замечательно востребована зрителями, народом, к тому же теперь и лидеры государства много говорят о патриотическом воспитании. Наконец совпали.

Без чувства собственного достоинства, уважения к истории и гордости за героические деяния предков невозможно существование народа и страны, тем более такой обширной, как наша. И так всегда было, за исключением кратких периодов революционной ломки (двадцать лет после 17-го года и примерно столько же после 91-го).


В моде МИД

12-2-17.jpg

Ещё совсем недавно (да и сейчас очень часто) жизнь в СССР была представлена на экране чем-то крайне убогим, бессмысленным и жестоким, однако теперь примерно те же люди, что изобличали кровавую гэбню, салдофонов-дуболомов и партийных самодуров, постепенно «исправляются», хотя...

Реклама на канале «Россия 1» звала: «Сериал «Оптимисты» от создателей «Оттепели»!» Того зажигательно антисоветского сериала, в котором, напомним, главный герой, увильнувший от фронта оператор, с наслаждением мордует героя-фронтовика. И здесь – то же время, 60-й год, и это тоже производственное кино. Теперь из жизни МИДа, который сейчас очень уважаем в связи с международной политикой России и деятельностью известных наших дипломатов.

Начало, да целых 10 серий из 13 удивили отсутствием антисоветчины. Герои – молодые, восторженные сотрудники одного из отделов МИДа во главе с новым начальником Бирюковым и прежней начальницей Рутой Блаумане (блестящий дуэт Северины Янушаускайте и Владимира Вдовиченкова) – самоотверженно и весело делают своё дело. Проявляют инициативу, рискуют, преодолевают косность руководителей министерства и страны – служат Отечеству. И живут яркой молодой жизнью: влюб­ляются, ссорятся, разводятся, выпивают, попадают в неприятные ситуации, выбираются из них. С непривычки даже скучно немного от их «правильности». Вдовиченков и Андрей Егоров (в роли мужа Руты) создали, как бы раньше сказали, убедительный образ нашего современника, настоящего коммуниста. Им сочувствуешь. Но в конце сериала сценаристы, которых во главе с режиссёром Алексеем Попогребским и продюсером Валерием Тодоровским аж семеро, взорвали сюжетную бомбу, если так можно выразиться, с нечистотами.

Оказалось, что все – предатели. Один из юных дипломатов (Риналь Мухаметов) делает за деньги загранпаспорт будущему диссиденту, а его возлюбленная, провинциалка-бегунья, вовсе не ангел, а «по вторникам и четвергам» спит со своим тренером. Другой (Егор Корешков) не только скрывает, что у него сестра за границей, но и женат на женщине, которая пишет на него доносы в КГБ, третий (Артём Быстров) так и вовсе давно завербован американской разведкой. А главный гэбист МИДа (Анатолий Белый) не только спит с Рутой Блаумане (при живом-то муже, Герое Советского Союза!), но и страшный интриган, желающий уничтожить Бирюкова и его отдел, однако тот просит своего покровителя из ЦК (его прекрасно сыграл замечательный Юрий Кузнецов) защитить от него отдел, и этому гэбисту подстраивают… автоаварию, в которой гибнет его маленький сын. И это времена не «садиста Берии», а «оттепели»?

И завершает сериал «вишенка на торте» – заговор реакционеров против Хрущёва. Но коварные планы взорвать самолёт с Никитой героически срывают Бирюков и Рута, а всех членов президиума ЦК, только что проголосовавших за снятие Хрущёва, беспощадно арестовывают тут же на заседании в Кремле!!!

Хеппи-энд! Все наши герои в полном порядке, а Первый отдел МИДа возглавляет… агент ЦРУ. И встык реклама банковской карты, в которой муж кричит жене:

– Совесть у тебя с собой?

– С собой.

– Так неси её на кассу.

Говорят, у сериала будет продолжение. Интересно, предотвратят ли наши герои-дипломаты убийство Кеннеди и снятие Хрущёва в 1964 году?


Прошлое и пошлое

12-3-17.jpg

Только тягой к советским брендам можно объяснить попытку возрождения на Первом канале юмористической передачи «Вокруг смеха» и только ностальгией – то, что этот продукт не умер после первых же выпусков. Юмористических программ на современном ТВ, в отличие от пуританского советского, о-очень много. Чем же отличается «Вокруг смеха» от прочих?

Во-первых, ведущим и тем, что его очень много. Прежний, пародист Александр Иванов, обладавший «крайне аскетичным, сатирическим экстерьером», представляя гостей (в основном это были писатели, артисты и карикатуристы, сотрудничавшие с «Клубом ДС» «Литературной газеты»), был краток и едок и только в конце программы радовал зрителей своими короткими пародиями. Ефим же Шифрин на него совсем не похож: атлетически накачан, отлично одет, он смешлив и благополучен. Не знаю, кто пишет ему тексты для конферанса, но они остроумны не всегда, зато очень длинны. К тому же в каждом выпуске у ведущего есть свой отдельный номер, в том числе и вокальный. Всё это выглядело бы мило, если бы программа была посвящена юбилею артиста, но когда этот «юбилей» продолжается из выпуска в выпуск…

Во-вторых, в программу наряду с выступлениями современных артистов включены большие куски из старых выпусков, многие из которых видены-перевидены. Но можно сравнивать. То, что было когда-то очень смешно, смотрится странно, и многие тогдашние юмористические тексты и авторы сейчас вызывают не смех, а горькую усмешку.

В одном из последних выпусков Сергей Белоголовцев прочитал рассказ Михаила Зощенко «Аристократка». Исполнение было так себе, но зощенковский текст в сравнении с теми, что звучали в «Вокруг смеха» когда-то, не говоря уже о тех, что звучат сейчас, несравненно «более лучший». Во всех смыслах.

Большинство исполнителей возрождённого шоу работали на том же низком (ниже пояса) уровне, что и многочисленные уже существующие юмористические шоу. А после того как ведущий прочитал пошлейший монолог о «счастливом конце», стало стыдно и за него, и за передачу.

Юмор 70-х, основанный на недомолвках и полунамёках глубоко спрятанного неприятия социалистического строя, кажется, ушёл безвозвратно. А подвергать сатирическому осмеянию язвы современного общества, затрагивая их суть, боюсь, никто не позволит, то есть не профинансирует.

Но потребность в настоящем юморе, беспощадной сатире, безусловно, есть – столько в нашей жизни глупости, несообразности, гротеска и фарса.

Александр Кондрашов

Тэги: Александр Иванов Ностальгия Ефим Шифрин Михаил Зощенко
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Почта для классика

    03.08.2022
  • Как повяжешь галстук, береги его

    18.05.2022
  • Магия, да и только

    18.11.2021
  • Немцы грустят о Меркель

    28.09.2021
  • Не расслабляйся, эмигрант!

    13.02.2021
  • Рождение пародиста

    66 голосов
  • Мордой об стол

    51 голосов
  • Не расслабляйся, эмигрант!

    50 голосов
  • Проняло

    50 голосов
  • Толстячок Сталин и его свободолюбивая дочь

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS