КНИЖНЫЙ РЯД
. Длинные тени. – М.: Редакция журнала «Балет», 2007. – 448 с.
Массовое сознание – штука жёсткая. Мы легко можем представить балетную приму в роли жены Великого князя, но вот Великий князь в образе танцовщика-премьера – вещь для нас непостижимая. Истории известны случаи, когда монархи не чурались сцены, однако наш балет, хотя и назывался императорским, был не только персонажем придворных интриг, но и контрагентом в товарно-денежных отношениях с торгово-промышленным сословием.
Понадобился социальный переворот, для того чтобы аристократ вернулся в танец. Пусть даже в ранге «бывшего». Более того: пролетарская революция парадоксальным образом вернула балету его изначальный статус. Византийская мощь Советской империи нуждалась в зримом воплощении. Балет в бесклассовой стране стал зондеркомандой, имеющей цель удостоверить мир, что всё у нас всерьёз и надолго.
Наталья Шереметьевская, потомственная дворянка, пришла в балет в тот момент, когда в нём происходила «смена состава». Танцовщики царской России предпочли «новому миру» старушку Европу, Северо-Американские Соединённые Штаты, Аргентину и прочий «мир капитала». Сословие обеднело количественно, зато очистилось от некой двусмысленности, всегда сопровождающей балетных. Советы вернули танцу сакральный смысл.
Борьба за «новый» балет – самое ценное в изложенных Шереметьевской фактах. Однако главное, как всегда, между ними. И вовсе не потому, что писать об этом главном нельзя. Просто оно часто проходит по разряду повседневности, тогда как в мемуары попадает то, что выпирает из будней. И очевидцу не всегда понятно, как именно события неординарные тянут за собой Историю.
Воспоминания Шереметьевской хорошо читать в ряду таких книг, как мемуары Матильды Кшесинской и Ромолы Нижинской. «Длинные тени» – где-то посредине. От «Мали» Наталью Евгеньевну отличает меньшее самолюбование, большее внимание, уделённое танцу, от Нижинской – большая панорамность.
«Длинные тени» – труд столь же исторический, сколь материал, предложенный Матильдой Феликсовной. Последний – ярчайший документ, подтверждающий неизбежность заката Российской империи. Рецензируемый труд – суровый приговор империи Советской. Впечатляет развёрнутая во времени картина дрейфа балета в сторону «мелкобуржуазности». Что важно: смещение происходит вслед за вырождающейся элитой. И что обидно: «чистки», сметающие ставшую «неработоспособной» верхушку, воспринимаются автором как величайшая трагедия, а вовсе не как благо, не как попытка суровыми мерами сохранить наш особый, византийского типа аристократизм.
Читая Шереметьевскую, в очередной раз убеждаешься: балет – квинтэссенция бытия. В его не только эстетическом, но и социальном измерении.
Поэтому рекомендована книга может быть каждому, кто чувствует себя причастным Истории, а не одному лишь танцу.