Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Советы, византизм, танец

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Наталья Шереметьевская. Длинные тени. – М.: Редакция журнала «Балет», 2007. – 448 с.

Массовое сознание – штука жёсткая. Мы легко можем представить балетную приму в роли жены Великого князя, но вот Великий князь в образе танцовщика-премьера – вещь для нас непостижимая. Истории известны случаи, когда монархи не чурались сцены, однако наш балет, хотя и назывался императорским, был не только персонажем придворных интриг, но и контрагентом в товарно-денежных отношениях с торгово-промышленным сословием.
Понадобился социальный переворот, для того чтобы аристократ вернулся в танец. Пусть даже в ранге «бывшего». Более того: пролетарская революция парадоксальным образом вернула балету его изначальный статус. Византийская мощь Советской империи нуждалась в зримом воплощении. Балет в бесклассовой стране стал зондеркомандой, имеющей цель удостоверить мир, что всё у нас всерьёз и надолго.
Наталья Шереметьевская, потомственная дворянка, пришла в балет в тот момент, когда в нём происходила «смена состава». Танцовщики царской России предпочли «новому миру» старушку Европу, Северо-Американские Соединённые Штаты, Аргентину и прочий «мир капитала». Сословие обеднело количественно, зато очистилось от некой двусмысленности, всегда сопровождающей балетных. Советы вернули танцу сакральный смысл.
Борьба за «новый» балет – самое ценное в изложенных Шереметьевской фактах. Однако главное, как всегда, между ними. И вовсе не потому, что писать об этом главном нельзя. Просто оно часто проходит по разряду повседневности, тогда как в мемуары попадает то, что выпирает из будней. И очевидцу не всегда понятно, как именно события неординарные тянут за собой Историю.
Воспоминания Шереметьевской хорошо читать в ряду таких книг, как мемуары Матильды Кшесинской и Ромолы Нижинской. «Длинные тени» – где-то посредине. От «Мали» Наталью Евгеньевну отличает меньшее самолюбование, большее внимание, уделённое танцу, от Нижинской – большая панорамность.
«Длинные тени» – труд столь же исторический, сколь материал, предложенный Матильдой Феликсовной. Последний – ярчайший документ, подтверждающий неизбежность заката Российской империи. Рецензируемый труд – суровый приговор империи Советской. Впечатляет развёрнутая во времени картина дрейфа балета в сторону «мелкобуржуазности». Что важно: смещение происходит вслед за вырождающейся элитой. И что обидно: «чистки», сметающие ставшую «неработоспособной» верхушку, воспринимаются автором как величайшая трагедия, а вовсе не как благо, не как попытка суровыми мерами сохранить наш особый, византийского типа аристократизм.
Читая Шереметьевскую, в очередной раз убеждаешься: балет – квинтэссенция бытия. В его не только эстетическом, но и социальном измерении.
Поэтому рекомендована книга может быть каждому, кто чувствует себя причастным Истории, а не одному лишь танцу. 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS