Монстр власти. – М.: Алгоритм, 2009. – 293 с.
Джордж Оруэлл ошибся в своём знаменитом романе «1984». И не только по времени, отнеся формирование нового общества к второй половине ХХ столетия. Он также неправильно истолковал обилие «мониторов» в новом мире, осуществляющих в его фантазии тотальный контроль за населением. Нынешние мониторы не только контролируют, но и обильно снабжают людей специфической информацией, формируя обновлённое сознание толпы, которая являет собой прообраз будущего человечества.
Современная толпа, по мнению авторов, – это социальное животное, сорвавшееся с цепи. «Моральные запреты сметаются вместе с подчинением рассудку. Социальная иерархия ослабляет своё влияние. Стираются различия между людьми, и люди выплёскивают, зачастую в жёстких действиях, свои страсти и грёзы: от низменных до героических, от исступлённого восторга до мученичества».
Быстрота передачи информации, равно как и глобальная миграция населения, распад социальных связей вместе со стремительным ритмом жизни мегаполисов разрушают человеческие сообщества, на смену которым идёт непостоянная, беспрестанно растущая масса людей, объединённая только общим безумием.
Положение, когда человек вынужден чувствовать себя во враждебном окружении, по мнению авторов, не может продолжаться долго. На смену хаосу толпы непременно придёт тотальный диктат, который сможет создать эрзац идеала, зажечь светильник новой веры, дав людям несколько броских образов, несложных формул, понятных каждому человеку и потому принятых в качестве новых ориентиров.
О недооценённости феномена психологии масс писал ещё Александр Зиновьев. Многие историки принимали её за вторичные элементы, не оставляющие в истории никакого следа. Но на самом деле историческая роль психологии масс громадна.
Нынешнюю глобализацию «придумали» в первой половине прошлого столетия писатель-фантаст Герберт Уэллс и философ Бертран Рассел. Если первый видел в ней путь к идеальному обществу, то второму она представлялась возможностью верховенства англосаксонской расы над остальным человечеством. При помощи всеобъемлющих информационных технологий на этом пути удалось добиться определённых результатов. Но, как оказалось на поверку, в главном ошибались оба теоретика. И книга «Монстр власти» довольно наглядно доказывает это.
Ни тотальный хаос, ни тотальная диктатура не несут людям счастья. Человечество, проводя бесчисленные социальные эксперименты, так долго заглядывало в бездну, что дождалось, – и бездна вдруг посмотрела на него.