27 июля в парке искусств «Музеон» в рамках I Молодёжного фестиваля книжной культуры «Пространство Слова» состоится презентация нового проекта «Проводники культуры». Глава Совета молодых литераторов Союза писателей России Андрей Тимофеев ответил на вопросы нашего корреспондента.
– СПР и СМЛ запускают новый проект «Проводники культуры». В чём его особенность?
– «Проводники культуры» – конкурс, на который молодые писатели подают свои произведения, посвящённые современной России и её героям. Это могут быть и неоконченные тексты, проекты книг. Авторы лучших работ станут финалистами и в декабре 2024 года будут приглашены на Литературный форум «Проводники культуры», который пройдёт в подмосковных Химках. На форуме определятся победители проекта. А потом в течение 2025 года они будут работать над итоговыми вариантами своих произведений вместе с редакторами ведущих издательств. Планируется выпуск книг, по всей стране пройдут встречи победителей с молодыми читателями.
Но вообще «Проводники культуры» – целая концепция работы с молодыми авторами. В её основе – представление о писателе не как о единоличнике, гении, запертом в башне из слоновой кости, а как о выразителе современного состояния тысячелетней русской культуры. Потому что литература – это форма национального самосознания, уникальный способ познания и моделирования мира, и даже проектирования будущего. В идеале литература призвана отражать то, что важно для всех нас как для народа.
– В России много разнообразных семинаров и мастерских для молодых авторов. Что может дать им проект «Проводники культуры»?
– У нас в стране сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, действительно, уделяется огромное внимание молодым авторам. Работают десятки семинаров и мастерских. Молодому автору оплачивают перелёт в другой город, селят его в прекрасную гостиницу, серьёзные писатели разбирают его рукопись, рекомендуют в журналы и сборники. Создаётся впечатление, что идёт напряжённый литературный процесс, а сам автор очень нужен и важен. Но, с другой стороны, потом он возвращается с очередной мастерской и оказывается наедине с миром, где литература практически никому не интересна. А то, что он считал невероятным достижением, встречает искреннее непонимание у окружающих. Он открывает привезённый номер журнала или сборник, перечитывает в нём себя, потому что другие ему не особенно и интересны. А потом эйфория проходит, начинается обычная пресная жизнь. И так до следующей мастерской. Это очень печальная ситуация. И у проекта «Проводники культуры» в этом смысле есть три отличия.
Во-первых, ориентация на профессионализм. Литература не только радость творчества, это ещё и масштабный корпус знаний и умений, которым должен обладать профессионал. И раньше на совещаниях молодых литераторов «в Химках» мы старались максимально насытить программу образовательными мероприятиями. А на форуме «Проводники культуры» будет сделан особый акцент на образовательный блок мероприятий. Молодые писатели приезжают на форум не только радоваться встречам и знакомствам, но и по-настоящему работать и развиваться как профессионалы. Причём нам важно делать акцент не только на теорию литературы, но и на работы преподавателей и учёных второй половины ХХ века, таких как Вадим Кожинов, Михаил Лобанов, Пётр Палиевский.
Во-вторых, отказ от эгоцентрической модели писателя как «потребителя услуг», центральной фигуры литературного процесса, которого необходимо всячески обхаживать. Писатель – лишь частица национальной культуры, он пытается обрести самобытный голос в огромном хоре, спеть свою мелодию, пусть короткую и слабенькую, в ту меру, какая ему отмерена. И чем лучше он поймёт хор, чем внимательнее вслушается в голоса мощных солистов, которые были до него, тем больше у него шансов внести свой вклад в общую русскую симфонию. Казалось бы, всего один акцент, но как от этого меняется самоощущение молодого автора.
Наконец, третье отличие – ориентация на реальность. Писатель – часть мира и общества. Он может делиться жизненным опытом с потенциальными читателями, помочь им найти ответы на важнейшие вопросы: какие мы на самом деле? ради чего живём? какой след оставим после себя? Он ориентирован на проблемы и боли современного ему человека. И я здесь, разумеется, не говорю про «язык» и про «оптику» – можно писать о реальности на языке метафоры, выражать реальность художественным миром фантастики или фэнтези и т.д. Но читатель, открывая книгу, всё равно должен почувствовать – это обо мне и о том, что разрывает мне сердце сейчас.
Только так у молодых авторов есть шанс вырасти в настоящих писателей и стать частью большой русской литературы.
– Прозвучало, что на конкурс будут приниматься только произведения, посвящённые современной России и её героям. Это значит, что необходимо писать об СВО? А как быть тем, у кого нет произведений именно такой тематики?
– Мне кажется, тема сформулирована максимально широко. Герои в современной России есть в разных сферах. Не так давно мы пережили пандемию и поражались самоотверженности врачей. Герои живут среди нас и часто являются совсем негероическими людьми на первый взгляд. Но, конечно, мы ожидаем произведения и об СВО, потому что там мужество и героизм наиболее ярко проявляются.
Для всех победителей в начале 2025 года будет возможность поехать в творческую командировку на новые территории, даже если автор не пишет об СВО. Нам кажется, этот опыт будет полезен в любом случае. У каждого победителя на этапе подготовки книги будет также возможность выбрать редактора, который глубоко погружён в тему, на которую пишет участник проекта.
Но, кстати, образовательная часть форума «Проводники культуры» в декабре будет доступна не только финалистам. Скоро мы откроем отбор на специальную гостевую программу форума. Туда смогут податься и авторы старше 35 лет, и те, чьи тексты не подходят под заявленную тему, но обладают высокой художественной ценностью. Или те, кто не готов взять на себя ответственность, что в 2025 году сможет окончить произведение и подготовить его к изданию. Если это талантливые молодые писатели, работающие в русле традиции великой русской литературы, мы хотим и их вовлечь в нашу программу и пригласить максимально возможное количество участников на образовательную часть форума.
– Несколько лет вы проводили форум молодых литераторов «в Химках». «Проводники культуры» это те же Химки, но с другим названием?
– С одной стороны, само время требует изменений в налаженный процесс работы с молодыми авторами. С другой – «Проводники культуры» видится мне следующей ступенью развития. Раньше Химки были нацелены на поиск молодых авторов, их публикации в толстых журналах и вступление в Союз писателей России. Теперь мы добавляем к этому процессу – сопровождение в написании книг, работу с редакторами, творческие командировки в новые территории. А после издания книг – встречи с молодыми читателями. Мы уже полноценно вовлекаем молодых писателей в общее дело – распространение культуры в России, предлагаем им роль проводника смыслов, большую миссию служения литературе и стране.
– Давайте ещё раз уточним. То есть герой это наш современник, обладающий какими-то положительными качествами и совершающий героические поступки?
– Можно сказать и так. Но можно пойти глубже. Например, герои Пушкина, Толстого и Достоевского фактически стали для нас живыми людьми, воплощающими те или иные архетипические образы. И они не менее реальны, чем исторические личности: Александр Матросов или Пётр Первый, или Серафим Саровский, или княгиня Ольга и т.д.
Более того – классические писатели с помощью этих героев создали вокруг нас определённое ценностное поле, нравственные координаты, в которых мы живём, хотим этого или нет.
Достаточно привести совсем «наивные» примеры из Пушкина. «Я другому отдана; я буду век ему верна», – в этом для нас даже не моральная догма или семейная «скрепа», а живой характер Татьяны, который пленяет чистотой и красотой. Или, например, семья Мироновых и Пугачёв с его калмыцкой сказкой про орла и ворона – за каждым из этих героев стоит целый комплекс ценностей и смыслов, и каждый изображён Пушкиным с симпатией, без политической тенденциозности. С другой стороны, в ситуации внешней угрозы не остаётся ни капли плюрализма, и тогда: «есть место им в полях России, среди нечуждых им гробов».
Эти герои не просто мужественные современники, они – хранители здорового нравственного кода нашего общества. Конечно, примеры из классики выглядят как сверхзадача для наших молодых писателей. Если они даже не справятся с ней в полной мере, то, по крайней мере, надеюсь, будут стремиться к такой высокой планке.
– Андрей Тимофеев сам ещё недавно был молодым писателем. Готовы ли ваши сверстники становиться «проводниками культуры»?
– Выбор между эгоцентризмом и приобщением к культуре похож в некотором смысле на выбор между личным и общим. И этот выбор не делается из позиции долженствования. Когда кто-то приходит к тебе и говорит: «ты должен», ты, скорее всего, встанешь в стойку и скажешь: «литература никому ничего не должна» или свернёшься в клубочек и закричишь: «отстаньте от меня, я просто маленький слабый поэт». Осознанный отказ от индивидуализма и выбор общего, которое намного важнее единоличного, может быть осуществлён только зрелой личностью.
Это парадокс на первый взгляд. Я должен так развиться как личность, чтобы в конечном счёте умалить себя и сказать – да, я лишь часть огромной культуры, важен не я, а тот вклад, который я могу сделать. А если ты не развился до этого уровня, то что толку тебя ругать или обвинять. Вообще для молодого человека в 20 лет быть ориентированным исключительно на свой внутренний мир вполне нормально. Но от человека в 30-35 уже, конечно, ждёшь большей зрелости. Здесь, кажется, пора уже ощутить, что есть твоя страна, что она переживает тяжёлый этап своей истории, что есть люди, которые вот именно сейчас находятся за ленточкой, жертвуют своей жизнью. И что ты уже не маленький ребёнок, ты не можешь просто закрыть глаза на окружающую реальность, будь ты хоть сто раз талантлив.
В литературном мире действительно много сторонников эскапической позиции. Тех, кто рассуждает о своей «высокой избранности» и в любом проявлении любви к Родине в творчестве видит «государственный заказ» и «идеологию». Поэт и редактор Владимир Козлов точно выразил это ощущение в известной статье «Эскапизм современной русской поэзии 2022 года». Я знаю, что многие мои сверстники нашли её очень созвучной своим ощущениям.
Я могу это понять и даже сопереживать им. Я могу найти в истории литературы примеры подобного эскапизма – например, «Алые паруса» Грина, написанные в разгар Гражданской войны. Но общество, конечно же, ждёт от писателя большего. Если ты выбираешь детскую позицию закрыть глаза, то зачем ты нужен читателю? Поразиться твоей точной метафоре или прекрасному художественному миру? Читатель приходит к тебе со своей болью и своей растерянностью – можешь ли ты соответствовать этому запросу? Подлинная русская литература никогда не закрывалась от боли и трагедии. А в то время, когда Грин прятался от реальности, Шолохов начинал «Тихий Дон».
– В проекте предусмотрено более 100 встреч с молодыми читателями. Кто ваша целевая аудитория – студенты, школьники?
– Эти встречи запланированы на осень 2025 года, когда у молодых авторов уже выйдут книги. Встречи пройдут в школах, вузах и библиотеках. Здесь важно, что писатели и читатели в данном случае – люди близкого возраста, фактически это одно поколение. Они гораздо лучше понимают друг друга, схоже мыслят. И конечно, в центре этих встреч будут не собственно писатели, а герои их книг, о которых они смогут ярко и интересно рассказать.
Эти герои и талантливые книги о них – и есть часть нашей большой русской культуры. Через этих молодых писателей высокие смыслы и ценности будут передаваться и молодым читателям. Так проект будет способствовать постепенному расширению пространства культуры, созданию единого поля писателей и читателей для совместного личностного и творческого развития.