В последние годы мне посчастливилось наблюдать за развитием таланта молодой петербургской писательницы Ольги Замятиной. Раз за разом она участвовала в семинарах и на форумах молодых писателей России, которые благодаря творческой энергии С.А. Филатова впервые появились в 2001 году и по-прежнему проходят в наше сложное время.
Уже первая представленная для обсуждения её повесть, а за ней – пять современных сказок в результате их обсуждения были премированы годовой стипендией от Министерства культуры. И в повести, и в сказках автор проявляет дар так описывать происходящие с героями события, что те невольно вызывают трепет в читательской душе. Все пять сказок очень современны. И герои их, и обстоятельства, в которых действуют персонажи, удачно соединяют фантазию с сегодняшним домашним и уличным бытом. То же можно сказать и про повесть «Кира, может, я пилот?». Героиня повести – старшеклассница живёт в большом городе, и у неё всё хорошо, кроме одного: она никак не может решить, кем хочется стать после школы и в какой институт или университет будет поступать. Она постоянно перебирает разные профессии, но сама себе чётко ответить не может. Её растерянность исчезает в начале лета, когда родители отправляют дочь в деревню на помощь престарелой бабушке, где героиня сталкивается с обстоятельствами современной жизни. Сюжет мог бы показаться банальным, если бы не талант автора, прекрасно рисующей психологическое состояние героини в каждой из описываемых ситуаций. В результате эту повесть для подростков можно считать действительно удавшейся.
Уже разбирая эти произведения в своих рабочих рецензиях, я отмечал, что они не только одни из лучших среди присланных для участия в семинарах, но и одни из лучших в современной российской литературе для детей в целом.
Тем же самым я заканчивал и свои рабочие рецензии на повести Ольги Замятиной «Роман с читателем» и «Окно размером сто на сто пятнадцать». Сюжет последней прост. Семья – отец, мать и сын – только что поселилась в новой квартире высотного дома. Сын, современный городской подросток лет двенадцати, с некоторой иронией смотрит на всё, что происходит вокруг него. И неожиданно сам попадает в серьёзную ситуацию. Отец с матерью, улетая всего на сутки – хоронить бабушку, заказывают продукты сыну. Водитель машины по телефону просит подростка спуститься за продуктами вниз. Мальчик поспешно, не взяв ключи, накинув отцовскую куртку и сунув ноги в отцовские калоши, стремительно спускается к водителю. Получив продукты, он обнаруживает, что не может вернуться в свою квартиру. На улице зима, мороз. Но каждый раз, когда он подходит к жильцам, открывающим входную дверь, они, оглядев его, отгоняют в сторону. И дверь захлопывается. Автор подробно описывает мучительную ситуацию, которая кончается тем, что двенадцатилетний мальчик укладывается на скамье, стоящей у дома, и пытается заснуть, несмотря на мороз. Лишь один житель этого дома, подойдя к дверям, видит на скамейке спящего мальчишку, понимает, что ему грозит смерть, поднимает его, затем идёт с ним в покинутую героем квартиру с полуоткрытой дверью. Потом приводит его в свою квартиру. Звонит родителям мальчика, одновременно делая все необходимые процедуры для спасения обмороженного человека...
Хотелось бы сказать и о повести «Роман с читателем», отличающейся современной мудростью. Но она, как и ряд других произведений автора, требует подробного разбора. А пока – достаточно того, что автор их награждена в последние годы самыми почётными премиями в современной детской литературе.