Александр Дмитриевич Чертков (1789–1858). – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография»; Издательство Главархива Москвы, 2007. – 592 с.: 182 ил.
Историк, нумизмат, библиограф, археолог, член-корреспондент Академии наук, председатель Императорского Общества истории и древностей российских... С полнотой и научной основательностью освещает Марина Михайловна Фролова жизненные вехи А. Черткова. Эту работу можно без преувеличения назвать научным подвигом, столь широк охват как в действующих лицах, так и в географии, потому что герой, урождённый воронежец, участвовал не только в Отечественной войне 1812 года, но и в заграничном походе 1813–1814 гг., в русско-турецкой войне 1828–1829 гг. А его родители были добрыми знакомцами с Е. Болховитиновым, будущим митрополитом Киевским и Галицким, членом Святейшего Синода. Вот так откликнулся Болховитинов в 1880 году на смерть матушки Александра Черткова: «Кончина Авдотьи Степановны припомнила мне живее, нежели обыкновенно, смерть покойной моей жены; и я – признаюсь – выронил десятка два слёз». И это разыскание – одно из многих открытий автора этой книги.
Бытовые и официальные подробности жизни высшего дворянского общества первой половины XIX века нашли отражение на страницах подробнейшей биографии Черткова: от причины выбора им для службы лейб-гвардии Конного полка до отражения в дневниках кулинарных особенностей. Например, вступив в составе русской армии в Саксонию, Чертков отметил, что здешний климат был холоднее, чем во Франции и даже в герцогстве Баденском и Вюрцбурге, где в начале июня русские воины уже ели очень спелые вишни, а в Саксонии они были ещё совсем зелёные.
Не было прежде известно и об отношениях Черткова с Пушкиным. В конце мая 1836 года он приехал к редактору журнала «Современник», находившемуся в тот период в Москве (это был последний визит поэта в столицу). Чертков привёз в тот день Александру Сергеевичу экземпляр только что изданных своих «Воспоминаний о Сицилии»…
Обширно и литературное наследие нашего героя – он автор таких научных изысканий, как «Описание войны великого князя Святослава Игоревича против болгар и греков в 967–971 годах», «О переселении фракийских племён…», нескольких книг по истории пелазго-фракийских племён и таких специальных каталогов, как «Описание древних русских монет» и «Всеобщая библиотека России».
Кстати, именно благодаря Александру Дмитриевичу Черткову в Москве в 1863 году открылась первая публичная бесплатная библиотека. Он не только был попечителем московских губернских гимназий, но и организовал Училище живописи и ваяния… А страницы, отведённые в биографии Черткову-историку, даже коротенько пересказать невозможно, так они насыщены информацией.
«Его личность была настолько привлекательна, что, познакомившись с ним, нельзя было не полюбить его…» – можем повторить мы вслед за одной из современниц Александра Дмитриевича Черткова – без преувеличения, одного из выдающихся людей России.