Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова в пятый раз вручил награды «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству» старейшим сотрудникам легендарной галереи.
Георгий Тараторкин неслучайно открыл вечер пастернаковским «Зима приближается». Чтобы сегодня работать в классическом музее, даже таком известном и уважаемом, как Третьяковка, нужно очень любить своё дело. И любить жизнь. Даже тогда, когда она к тебе неласкова. «Ледниковый период», воцарившийся два десятилетия назад в отечественной культуре, так прочно сковал государственную политику в этой сфере, что и самые завзятые оптимисты не берутся строить прогнозы относительно того, когда он наконец закончится. Но, несмотря на стужу, каждый год в конце декабря третьяковцы приглашают друзей и единомышленников на традиционную церемонию вручения премии имени П.М. Третьякова.
Впрочем, церемонией в буквальном смысле слова вечера эти назвать трудно. Торжественные речи во славу музейного дела, сколь верными букве они ни были, не передадут ни уникальной атмосферы галереи, сохраняющейся, несмотря на все катаклизмы, со времён её основателя, ни сути тихого служения, коему посвятили свою жизнь виновники, вернее – виновницы, сего торжества.
Каждый раз Елена Бехтиева, «вечный двигатель» декабрьских встреч в Третьяковке, придумывает не просто соответствующую случаю музыкально-поэтическую композицию, но натягивает тонкие струны, передающие в наше сегодня вибрации минувших эпох. Дневники, письма, воспоминания членов семейства Третьяковых, их друзей и знакомых на какое-то время превращаются из «свидетельств истории» в живые мелодии человеческих судеб. На сей раз тему вечера определили три даты, объединённые числом 150: юбилеи Чехова и Левитана, людей, много значивших в жизни Павла Михайловича, и «годовщину» написания им своего первого завещания, в котором была сформулирована идея создания общедоступного музея национального русского искусства. В 1860-м Павлу Третьякову исполнилось 27. Он впервые уезжал за границу и согласно договорённости со своими компаньонами написал завещание, где просил своих наследников и душеприказчиков с должным вниманием отнестись к исполнению его последней воли.
В 2006-м, когда премия имени Третьякова вручалась впервые, одна из лауреатов, Наталья Васильевна Примак, сказала: «В России надо жить долго. Тогда награда тебя обязательно найдёт». Поскольку премия имени Третьякова государственной не является, уточнение к этому, увы, абсолютно верному постулату формулируется словно бы само собой: найдёт, конечно, если есть люди, которым очень важно, чтобы достойные не оказались обойдёнными.
Галина Сергеевна Чурак, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX столетия, проработала в Третьяковке 51 год, придя в галерею техническим сотрудником. Её заботам поручено самое ценное достояние музея – полотна, которые составляли коллекцию Третьякова. Принимая награду, она вспомнила слова своего любимого художника Шишкина: «Маленький кусочек металла, а как он греет душу».
Роза Вениаминовна Микунис отдала галерее 45 лет. Начинала смотрителем залов, а потом судьба привела её в отдел каталогизации. Систематизация музейных сокровищ – работа не просто скрупулёзная и ответственная, она требует от человека немалой самоотверженности, ведь составление каталогов к парадной стороне жизни галереи никак не отнесёшь.
Юбилейная левитановская выставка, развёрнутая в залах на Крымском Валу и побившая среди экспозиций последних лет все рекорды посещаемости, была бы неполной без полотен, предоставленных домом-музеем художника в Плёсе. Жизнь сотрудников небольших провинциальных российских музеев иначе как подвигом и не назовёшь: маленькие музеи в маленьких городах нередко ведут борьбу за своё существование не на жизнь, а насмерть. Им гораздо труднее, чем столичным коллегам, найти меценатов и покровителей. Фонд Третьякова второй год подряд третьего лауреата выбирает среди сотрудников музеев-партнёров галереи. В этом году им должна была стать создательница и первый директор музея в Плёсе Алла Павловна Вавилова, но в первые дни работы выставки она ушла из жизни. Пять лет назад «директорскую эстафету» приняла от неё Ольга Викторовна Наседкина. Несмотря на собственные заслуги, а музейному делу она посвятила почти 40 лет, Ольга Викторовна приняла награду как бы от имени своей предшественницы.
Старинное китайское проклятие относительно жизни во времена перемен работает у нас на полную катушку. Времена действительно меняются, и трудно утверждать с уверенностью, что в лучшую сторону. В такие периоды особенно начинаешь ценить постоянство. Постоянство традиций – в первую очередь. Времена меняются, а традиции остаются неизменными. И значит, через год, в конце декабря, под сводами Третьяковки снова будут чествовать людей одной из самых самоотверженных и самых жизнеутверждающих профессий нашего смутного времени.