По последним данным РЖД и БЖД, объём транзитных железнодорожных перевозок через территорию Беларуси в Латвию в 2008 году увеличился на 15,5% по сравнению с 2007 годом и достиг 19,9 млн т. Основную часть транзита традиционно составляют российские экспортно-импортные грузы. А коридор этот едва ли не самый протяжённый в бывшем СССР: от балтийских портов Латвии до российской «глубинки» и стран Средней Азии…
Доля латвийских грузов в общем объёме международных перевозок по Белорусской железной дороге составляет в транзите – 39%, в вывозе – 33%, во ввозе – 1,6%. Реконструкция железнодорожных путей из Беларуси в Латвию за последние 2 года позволила увеличить их пропускную способность почти на четверть, что, соответственно, повысило востребованность этих артерий и для российских грузов.
Железнодорожное сообщение Беларуси с Латвией осуществляется по участку Полоцк – Верхнедвинск – Бигосово (Беларусь) – госграница – Индра – Краслава – Даугавпилс (Латвия). Для увеличения его пропускной способности планируется поэтапное строительство вторых путей по направлению Бигосово – Индра. Эти работы железные дороги Беларуси и Латвии планируют завершить к концу нынешнего года, что обеспечит беспрепятственный пропуск 45 пар грузовых поездов в сутки. В настоящее время на участке Полоцк – Даугавпилс графиком движения предусмотрено 29 пар грузовых поездов в сутки. Аналогичные работы будут проводиться на примыкающих к Витебщине железных дорогах Смоленской и Псковской областей.
Эксперты Латвийских железных дорог ожидают в текущем году увеличения объёмов железнодорожного транзита экспортно-импортных грузов России, Украины, Казахстана и Молдавии в «коридоре» Беларусь – Латвия. Между тем регулярное прямое железнодорожное пассажирское сообщение через Верхнедвинск на Даугавпилс и далее в латвийские порты прервано после распада СССР, хотя это был один из наиболее напряжённых участков на российско-белорусско-прибалтийском направлении. Туристическая же посещаемость Придвинья ежегодно растёт на 25–30%, как отмечалось на недавнем белорусско-латвийско-российском семинаре в Витебске по развитию туризма в регионе. Соответственно, там активно развивается туристическая и общеэкономическая инфраструктура. А главные факторы туристического интереса к этому региону – уникальные природно-лечебные ресурсы и ежегодно проводимый в Верхнедвинске или Даугавпилсе гуманитарный фестиваль «Придвинье», в котором участвуют и примыкающие российские области (Псковская, Смоленская и Тверская).
В этой связи развитие пропускной способности белорусско-латвийских стальных магистралей, и возможное восстановление регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в Придвинье будут работать на повышение значимости белорусской транспортной сети как для Союзного государства, так и для всего западного региона бывшего СССР.