Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Создать ковчег для интеллигенции

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Сегодня у нас в гостях Леонид ГИТИС – директор ассоциации «Мир горной книги», специалист в области малотиражного книгоиздания, автор книги «Университетское издательство», публицистических и научных работ.

– Что представляет собой ваша ассоциация? 

– В ассоциацию входят несколько издательств – издательство Московского государственного горного университета, «Горная книга», «Горная книга – Монголия», «Горная книга – Якутия», «Горная книга – Забайкалье», книготорговое предприятие Горкниготорг и полиграфическое предприятие. Недавно открылась фирма, занимающаяся переводами наших книг на английский язык и распространением их по всему миру. Издательства специализируются на выпуске малотиражной научной и учебной литературы по горному делу. Нестандартные подходы и идеи позволили сделать их рентабельными, что большая редкость для издательств подобного типа. 

– А каковы современные перспективы учебно-научного книгоиздания в целом и в чём заключаются его основные проблемы? 

– В настоящее время традиционное университетское книгоиздание в России столкнулось с рядом проблем, которые ректор МГУ Виктор Садовничий разделил на три составляющие. Это проблемы дефицита авторов, качественного книгоиздания и доступности для читателей соответствующей литературы. В сфере авторства сейчас наблюдается кризис, связанный с тем, что учёные мало пишут. Причиной этого является и неуверенность в востребованности своего труда, и то, что авторитет пишущего учёного, к сожалению, заметно снизился. Гонорары за учебники и научные книги – мизерны. В результате сейчас переиздаются старые учебники, широко распространена компиляция, а то и откровенный плагиат. Издавать малотиражную литературу нерентабельно и трудоёмко, поэтому большинство подобных книг выходит благодаря помощи спонсоров или за счёт автора. Проблема доступности книг для целевой аудитории стоит очень остро. Ни одно издательство не имеет эффективной системы распространения, а магазины неохотно берут научную литературу. Значит, нужна своя система распространения, и важно, чтобы она была точной: куда, что, кому, сколько экземпляров. Надо знать будущих читателей! Создание такой системы – дело дорогое и сложное, но мы формировали её 20 лет, в ней 10 тысяч адресов.
 
– Что сейчас является основной целью университетского книгоиздания? 

– Целей несколько. Первая – обеспечить необходимой литературой весь учебный процесс. Нужны самые разные пособия – от методичек и практикумов до всевозможных учебников и справочников. Конечно, опытный специалист многое знает и без справочника, но этого специалиста сначала надо подготовить. Вторая цель – научное книгоиздание, поддержка научных школ, существование которых зависит не только от финансирования исследований, но и от возможности опубликования их результатов. 

– Для серьёзных научных книг необходима подготовленная аудитория… 

– Умная научная книга не найдёт спроса у слабых студентов, которые, как и прежде, будут пользоваться адаптированными изданиями и шпаргалками. Зато лучшие из учащихся будут рады возможности стать читателями полноценных изданий и участвовать в научном творчестве. Знаете, как готовят хорошего издательского редактора? Десять лет он ходит в младших редакторах, с ним работают, учат мастерству. А автора ещё тяжелее подготовить. Зато из лучших студентов и аспирантов авторов можно выращивать постепенно, начиная с написания статей, а потом и книг.
 
– Существует много университетских и научно-технических издательств, можно ли их объединить? 

– Это даже необходимо, ведь выпуск книг только одного университета не может обеспечить эффективной и стабильной загрузки производственных мощностей издательства. К тому же и имеющаяся производственная база зачастую устарела и изношена. В рамках одного вуза чрезвычайно трудно создать полноценный коллектив, в котором будут работать высокопрофессиональные дизайнеры, редакторы, специалисты по привлечению инвестиций, равно как и организовать эффективную систему книгораспространения. Поэтому если производство и инфраструктуру объединить и вывести за пределы вузов, то оставшиеся там небольшие издательства, сохранив юридическую самостоятельность, смогут заняться своим основным делом: работой с авторами, поиском перспективных рукописей, просветительством. Они будут заниматься не только текущими издательскими делами, но и выполнять клубные функции, объединяя вокруг себя творческие силы вуза. Библиотека, книжный салон, дискуссионные клубы очень важны для формирования новых поколений авторов, а стало быть, имеют прямое отношение к издательскому бизнесу. 

– Как вы предполагаете осуществить подобное объединение? 

– Мы планируем строительство под Москвой издательско-полиграфического технопарка «Книгоград». Такой технопарк способен воплотить в жизнь мечты сотен издателей малотиражной литературы, творческой и научной интеллигенции, стать оазисом здравомыслия и процветания, объединить издателей не на формальных, а на практических основаниях. Здесь будут располагаться представительства университетских издательств, дизайнерские и редакторские фирмы, единые бухгалтерские и юридические подразделения, полиграфические предприятия, книжные склады и объединённый магазин специальной литературы, постоянно действующая выставка новых поступлений и другие необходимые и рентабельные предприятия. А вузовские издательства смогут взять на себя функции отраслевых центров подготовки книг, изучения спроса на специальную литературу, научного редактирования и консультирования. Предполагается создать и сеть микроиздательств, организованных на базе научных школ (кафедр, факультетов, лабораторий, неформальных научных коллективов). Сегодня это звено отсутствует, но его создание изменит ситуацию в системе научного книгоиздания, приблизив творческие процессы к издательскому бизнесу, соединяя автора-учёного с единой системой подготовки, выпуска книги и её распространения. 

Идея «Книгограда» важна не только для организации выпуска научно-технической литературы, она позволяет создать благоприятные условия для сохранения и воспроизводства интеллигенции, которой трудно вписаться в современную примитивно-циничную жизнь мегаполисов и уберечь своих детей и внуков от разлагающего влияния современной массовой культуры, культа примитивного обогащения. Поэтому в «Книгограде» предполагается создать что-то вроде дореформенного Дома творчества, только на современном уровне. Вполне возможно, что многие из авторов-учёных захотят жить там постоянно вместе со своими семьями.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Обсудить в группе Telegram

Леонид Гитис

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS