Художник Иосиф Сумбаташвили. Творчество разных лет / Автор-составитель Т. Гинзбург. – М.: ГАММА-ПРЕСС, 2009. – 140 с.: ил.
В профессии сценографа есть что-то удивительное, что-то связывающее её с ремеслом сказочника. В детстве, помню, я очень увлекался театром и рисовал персонажей, облачённых в красочные костюмы. А на письменном столе сооружал подобие сцены с крошечными декорациями и кулисами – о том, что это называется макетом, я узнал много позже. И на протяжении всей жизни я испытываю совершенно особое чувство, когда в зрительном зале распахивается занавес и перед нами возникает волшебство декорации (правда, сегодня в театрах его становится всё меньше и меньше, но великая отечественная школа сценографии, по счастью, ещё жива)… Да простят меня актёры, но художественное оформление спектакля – это та среда, без которой сцена мертва. Как правило, ты заглядываешь в программку, смотришь, кто же художник-постановщик. Но в некоторых случаях делать этого не приходится – почерк мастера виден и узнаётся сразу.
Альбом «Художник Иосиф Сумбаташвили», посвящённый выдающемуся дуайену цеха, – увлекательное чтение и одновременно «пиршество для глаз». А ещё – своего рода краткий экскурс в историю отечественного театра второй половины ХХ столетия. Он работал в содружестве со многими выдающимися режиссёрами и актёрами – Борисом Покровским, Георгием Товстоноговым, Котэ Марджанишвили, Андреем Поповым, Евгением Симоновым, Олегом Ефремовым, Леонидом Хейфецем… Недавно отметивший своё 94-летие (!) Сумбаташвили и не думает отдыхать, почивать на лаврах – большинство спектаклей Бориса Морозова в Театре Российской армии оформлено им.
Книга достаточно подробно прослеживает долгий и славный путь художника – от Тбилисского оперного театра военной поры до работ во многих театрах страны и за рубежом, созданных уже в XXI веке. Будучи истинным мастером, Сумбаташвили, как уже было сказано, индивидуален. Но как тонкий, чувствующий «материал» драмы художник, он всякий раз удивительным образом растворяется в ландшафте сцены, вовлекая зрителя в атмосферу автора и эпохи.
Сумбаташвили создаёт спектакль согласно своему внутреннему убеждению, изобразительный «код» его заложен во времени, в характере героя, в основном конфликте произведения. Он никогда не был особым поклонником внешней броской подачи («больше декораций, больше жизненной правды!»), но стремился, скорее, к ёмкой художественной метафоре, к запоминающемуся изобразительному образу, к лаконичной иллюстративной цитате. Он ведь тоже, как артист, играет на сцене, ибо его сценография «оживает» вместе с действом режиссёра и актёра. Вот оно, классическое триединство!
Есть в альбоме фотография. Иосиф Георгиевич рассматривает макет спектакля. Выразительная лепка головы, вдумчивый взгляд и – маленькая сцена перед ним, на которой руки творят чудо.