Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Созвездие Искандера

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

Фёдор ЕВГЕНЬЕВОдин из крупнейших прозаиков нашего времени – Фазиль Искандер – начинал свою творческую судьбу с поэзии. Я хорошо помню его – молодого густоволосого красавца, когда мы ходили по узким коридорам Литинститута после лекций, вновь переживая яростные дебаты, только что отзвучавшие на наших творческих семинарах в присутствии выдающихся мастеров – Валентина Катаева и Евгения Долматовского, Константина Паустовского и Михаила Луконина… Ещё не было у Фазиля первых поэтических книг, которые вскоре выйдут на его малой родине – в Сухуми. Но мы уже читали друг другу свои юношеские стихи. Уже тогда меня поражали метафоричность и какая-то удивительная по глубине и не сообразующаяся с ранним возрастом автора народная мудрость. Постижение современной жизни начинались в нём с верности дедовским традициям и любви к отчему дому, где он впервые почувствовал красоту родной земли и красоту души простого человека. Высокая моральная ответственность перед людьми и перед будущим останутся в нём навсегда.

Два главных корня в каждой душе –
извечные Страх и Стыд,
И каждый Страх, побеждающий Стыд,
людей как свиней скопит.
Два главных корня в каждой душе
среди неглавных корней.
И каждый, Стыдом побеждающий Страх,
хранит молоко матерей.

Поэтические сборники Фазиля Искандера – «Горные тропы», «Доброта земли», «Зелёный дождь», «Дети Черноморья» и более поздние – «Стихотворения», «Ежевика» – это пронзительный монолог во славу Жизни и гимн её нравственной чистоте, искренности и величию души. Но уже и в этих книгах поэт даёт нам почувствовать своё несогласие с общепринятыми нормами, когда они унижают человека, и свой протест против всего уродливого, жалкого и фальшивого в повседневности бытия.

…Ты человек. Но поживи-ка!
И выживи. И много дней
Живи, как эта ежевика,
Жизнь, выжимая из корней.

Одновременно со стихами в печати стали появляться и рассказы Искандера – «Первое дело», «Мой первый школьный день», «Время по часам»… Но настоящий успех пришёл к нему с публикацией повести «Созвездие Козлотура» (1966). Молодой писатель сразу поднялся на вершины литературного Олимпа.

Александр Трифонович Твардовский, напечатавший в «Новом мире» это произведение, позже всенародно признался: «Это большая радость – появление в прозе Фазиля Искандера».

Вообще Фазилю очень повезло с литературной средой – дружеское общение с Аксёновым, Чухонцевым, Войновичем и другими талантливыми авторами шумной тогда «Юности», где его широко печатали и привечали, добавляло уверенности и оптимизма. Хотя времена тогдашние не очень были оптимистичны. Буйствовала цензура, партийное начальство строго следило за лояльностью писателей. Не потому ли Искандер в своём творчестве довёл до совершенства иносказание и беспощадность сарказма. Следуя великим традициям мировой и российской литературы – от Сервантеса, Рабле и Салтыкова-Щедрина, – он продолжал совершенствовать смеховой контекст, используя притчу как многоплановый литературный приём. Как-то он написал: «Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путём, и будет настоящим юмором».

Искандера охотно печатали лучшие журналы страны, его книги выходили огромными тиражами и переводились на многие иностранные языки.

В своей главной книге – романе «Сандро из Чегема», которую Искандер, можно сказать, писал всю жизнь, он показал нашу эпоху сквозь призму личного восприятия, расширяя художественную панораму через диалоги вымышленных героев с историческими личностями, опираясь при этом на живое устное слово. Мастерски используя приёмы исторической аллюзии и великолепно владея эзоповым языком, писатель на материале недавнего прошлого поднял самые актуальные проблемы. Именно за эту беспощадную правдивость цензура коверкала роман, публиковавшийся в отрывках на протяжении нескольких лет в периодической печати.

Помню, когда мы решили напечатать в журнале «Юность» другое знаковое произведение Искандера «Кролики и удавы», редакцию предупредили в Главлите, что нас будут бить «до кровавых соплей». Но времена изменились. На дворе стоял 1987 год. Повесть мы напечатали. Фазиль раскрыл в ней природу власти, базирующейся на лжи и насилии, при которой человек не готов к тому, чтобы «жить правдой». Успех был ошеломляющий. А участием в нашумевшем альманахе «Метрополь», который вышел на Западе, а потом уже у нас, Искандер ещё раз подтвердил свою творческую независимость. Конечно, это создало ему дополнительные трудности, потому что авторам «Метрополя» на какое-то время «перекрыли кислород»…

Все эти годы Фазиль Искандер продолжает активно работать. Появляются новые рассказы, выходят книги – и в России, и на Западе.

Выдающемуся Мастеру литературы исполняется в эти дни 80 лет. Фазиль успел много сделать для отечественной литературы, подняв её планку в наших душах на ту высоту, где порядочность и милосердие, доброта и совесть заняли своё достойное место.

Современную словесность невозможно представить без Фазиля Искандера, без его ярких и глубоких повествований – «Сандро из Чегема», «Бармен Адгур», «Защита Чика», «Кролики и удавы», «Морской скорпион»…

Я искренне присоединяюсь к поздравлениям миллионов поклонников таланта Фазиля Искандера и желаю ему доброго здоровья и высокого вдохновения.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ

Обсудить в группе Telegram

Андрей Дементьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS