Олег Штельман. Что спасёт мир. – М.: Литературное агентство Крупный шрифтЪ, 2021. – 200 с.
В названии своей книги Олег Штельман словно заново задаёт знаменитый вопрос, на который Достоевский в своё время ответил словом «красота». Штельмановский ответ оказался более объёмным – он и есть содержание.
Открывается корпус текстов чередой замечательных классических стихотворений. Штельману удаётся сложное: в рамках нравственной повестки, в рамках религиозного мирочувствования он создаёт стихотворения глубокие, разнообразные, выверенные, с богатыми образами, с идеальным силлаботоническим ритмом. В эти стихи входишь, как в чистейшую воду, когда она переливается на солнце. В них есть мера эмоций, мера назидательности и при этом удивительная светлая акварель звукописи.
Однако не только светлые и благостные настроения отражаются в стихах Штельмана. Конечно же, общественная тематика больше всего волнует его. Штельман никоим образом не представитель чистого искусства. Жизнь народа, её парадигмы заботят его весьма горячо:
О русский люд – Самсон безвласый,
На радость множеству врагов
В своём дому ты раб безгласный
Виною собственных грехов.
В веках бывал святой легендой:
За Русь! За Веру! За Царя
Шагал вперёд с молитвой бденной
И детской верою горя.
Двадцатый век своей десницей
Тебя скрутивший под собой
Со властью падшего денницы
И ложью ум сковавши твой.
Хорошо удаётся Штельману и жанр поэм. Они построены на библейских сюжетах; автор излагает литературно, интересно, чересчур не усложняя, но при этом и не отступая от высоты смысла. Здесь чувствуется влияние лучших русских поэм Пушкина, стихотворений Лермонтова с их лёгким дыханием, гладким движением. Важно при этом отметить, что сюжетное изложение никак не прозаизирует текст, не затрудняет его лёгкую, иногда лирическую, иногда повествовательную, а порой и откровенно эпическую поступь.
Евлогий сей – каменосечец...
Весь день свободной волей
Без пищи, не расправив плечи,
Несёт он крест тяжёлый.
От юности он так живёт,
А лет ему уже за сто.
И силы Бог ему даёт,
И благодать ему за то.
Одну монету золотую
Берёт за труд за целый день,
А любит жизнь совсем простую...
И как же, спросите вы, Штельман отвечает на вопрос о спасении? Разумеется, этот ответ не только в красоте. По Штельману, к красоте следует добавить веру и добро. Поэтическая часть книги завершается знаковым стихотворением. В нём вся квинтэссенция его духовных исканий:
И с лёгким сердцем мир покинуть,
Когда наступит наш черёд.
Добро поможет зло низринуть
И в небо к Богу унесёт.
Сияющая благородная простота звучит в этих словах.
В данной книге также представлена проза. И в ней тоже заключается ответ на главный, заявленный в названии, вопрос. Сам автор начальному прозаическому циклу предпослал подзаголовок «Сцены из церковной жизни». Рассказы щемящие, трогательные; они показывают, как тонко священник Олег Штельман чувствует людей, как вся его жизнь осенена Божьим влиянием и присутствием.
Первый рассказ погружает нас в очарование тихого зимнего прихода, показывая характер батюшки, прихожан, которые вместе спасают собачку. Тонкая звукопись текста создаёт шмелёвское настроение. Добро торжествует, и читателю показывается, что это не так уж и сложно – открывать сердце для доброты. Столь возвышенная мысль проходит константой через всю прозу Штельмана.
В его произведениях есть то, что необходимо для художественного осмысления действительности. Он прекрасно знает, как выстроить форму, как насытить её содержанием. И в этом насыщении главным является выбор соответствующего материала.
Его выбор связан с церковным обиходом, с тем, что скрепляет человека, связывает его с верой. Автор старается показать человека в то время, когда он проявляет свои самые лучшие качества. Наверняка стоит несколько слов сказать и о мастерстве Штельмана как рассказчика. Ему удаётся не только придумать, но и в увлекательной форме рассказать ту или иную историю. В его текстах всё происходит именно в те моменты, когда это особенно нужно. Течение мысли, действия героев, причём как главных, так и второстепенных, гармонично сочетаются с пейзажными зарисовками. Природа у Штельмана – живая. Его описания так зримы, что невольно возникает ощущение, будто ты улавливаешь тонкий запах снега и при этом проникаешься духом великих церковных праздников.
Воздух истории также витает по строкам прозы Штельмана. В разговорах его персонажей, в воспоминаниях частенько мелькают самые различные отсылки, важные для осознания того, что в те исторические периоды, когда Россия отказывалась от православия, она становилась вместилищем заблудших душ. А в рассказ «Снаряд» история врывается в самом прямом смысле – в монастырском саду находят снаряд времён Второй мировой войны.
Такого рода приёмы придают прозе Штельмана объём и превращают её из серии жанровых зарисовок в значительное явление современной словесности.
Завершается книга циклом рассказов о Божественном промысле в жизни простых людей. Конечно, эти произведения определены в финал не случайно, ведь Божественный промысел имеет непосредственное отношение к вопросу о спасении мира.
Лично на меня огромное и неизгладимое впечатление произвёл рассказ «Любовь распята на кресте», который полон драматизма. Здесь автор нам даёт как бы понять, что тёмное и белое – категории отнюдь не однозначные, что сила прощения выше силы догмы. Образы рассказа встают в ряд лучших российских божьих людей от персонажей Достоевского и Лескова до героев Тихона Шевкунова.
«И ещё мне всё время вспоминается фраза батюшкина: «Мне всех жалко, даже травку жалко топтать».
Максим Замшев