Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 октября 2021 г.
Литература Библиосфера

Спасаемся добром

12 октября 2021

Олег Штельман. Что спасёт мир. – М.: Литературное агентство Крупный шрифтЪ, 2021. – 200 с.

В названии своей книги Олег Штельман словно заново задаёт знаменитый вопрос, на который Достоевский в своё время ответил словом «красота». Штельмановский ответ оказался более объёмным – он и есть содержание.

Открывается корпус текстов чередой замечательных классических стихотворений. Штельману удаётся сложное: в рамках нравственной повестки, в рамках религиозного мирочувствования он создаёт стихотворения глубокие, разнообразные, выверенные, с богатыми образами, с идеальным силлаботоническим ритмом. В эти стихи входишь, как в чистейшую воду, когда она переливается на солнце. В них есть мера эмоций, мера назидательности и при этом удивительная светлая акварель звукописи.

Однако не только светлые и благостные настроения отражаются в стихах Штельмана. Конечно же, общественная тематика больше всего волнует его. Штельман никоим образом не представитель чистого искусства. Жизнь народа, её парадигмы заботят его весьма горячо:

О русский люд – Самсон безвласый,
На радость множеству врагов
В своём дому ты раб безгласный
Виною собственных грехов.
В веках бывал святой легендой:
За Русь! За Веру! За Царя
Шагал вперёд с молитвой бденной
И детской верою горя.
Двадцатый век своей десницей
Тебя скрутивший под собой
Со властью падшего денницы
И ложью ум сковавши твой.

Хорошо удаётся Штельману и жанр поэм. Они построены на библейских сюжетах; автор излагает литературно, интересно, чересчур не усложняя, но при этом и не отступая от высоты смысла. Здесь чувствуется влияние лучших русских поэм Пушкина, стихотворений Лермонтова с их лёгким дыханием, гладким движением. Важно при этом отметить, что сюжетное изложение никак не прозаизирует текст, не затрудняет его лёгкую, иногда лирическую, иногда повествовательную, а порой и откровенно эпическую поступь.

Евлогий сей – каменосечец...
Весь день свободной волей
Без пищи, не расправив плечи,
Несёт он крест тяжёлый.
От юности он так живёт,
А лет ему уже за сто.
И силы Бог ему даёт,
И благодать ему за то.
Одну монету золотую
Берёт за труд за целый день,
А любит жизнь совсем простую...

И как же, спросите вы, Штельман отвечает на вопрос о спасении? Разумеется, этот ответ не только в красоте. По Штельману, к красоте следует добавить веру и добро. Поэтическая часть книги завершается знаковым стихотворением. В нём вся квинтэссенция его духовных исканий:

И с лёгким сердцем мир покинуть,
Когда наступит наш черёд.
Добро поможет зло низринуть
И в небо к Богу унесёт.

Сияющая благородная простота звучит в этих словах.

В данной книге также представлена проза. И в ней тоже заключается ответ на главный, заявленный в названии, вопрос. Сам автор начальному прозаическому циклу предпослал подзаголовок «Сцены из церковной жизни». Рассказы щемящие, трогательные; они показывают, как тонко священник Олег Штельман чувствует людей, как вся его жизнь осенена Божьим влиянием и присутствием.

Первый рассказ погружает нас в очарование тихого зимнего прихода, показывая характер батюшки, прихожан, которые вместе спасают собачку. Тонкая звукопись текста создаёт шмелёвское настроение. Добро торжествует, и читателю показывается, что это не так уж и сложно – открывать сердце для доброты. Столь возвышенная мысль проходит константой через всю прозу Штельмана.

В его произведениях есть то, что необходимо для художественного осмысления действительности. Он прекрасно знает, как выстроить форму, как насытить её содержанием. И в этом насыщении главным является выбор соответствующего материала.

Его выбор связан с церковным обиходом, с тем, что скрепляет человека, связывает его с верой. Автор старается показать человека в то время, когда он проявляет свои самые лучшие качества. Наверняка стоит несколько слов сказать и о мастерстве Штельмана как рассказчика. Ему удаётся не только придумать, но и в увлекательной форме рассказать ту или иную историю. В его текстах всё происходит именно в те моменты, когда это особенно нужно. Течение мысли, действия героев, причём как главных, так и второстепенных, гармонично сочетаются с пейзажными зарисовками. Природа у Штельмана – живая. Его описания так зримы, что невольно возникает ощущение, будто ты улавливаешь тонкий запах снега и при этом проникаешься духом великих церковных праздников.

Воздух истории также витает по строкам прозы Штельмана. В разговорах его персонажей, в воспоминаниях частенько мелькают самые различные отсылки, важные для осознания того, что в те исторические периоды, когда Россия отказывалась от православия, она становилась вместилищем заблудших душ. А в рассказ «Снаряд» история врывается в самом прямом смысле – в монастырском саду находят снаряд времён Второй мировой войны.

Такого рода приёмы придают прозе Штельмана объём и превращают её из серии жанровых зарисовок в значительное явление современной словесности.

Завершается книга циклом рассказов о Божественном промысле в жизни простых людей. Конечно, эти произведения определены в финал не случайно, ведь Божественный промысел имеет непосредственное отношение к вопросу о спасении мира.

Лично на меня огромное и неизгладимое впечатление произвёл рассказ «Любовь распята на кресте», который полон драматизма. Здесь автор нам даёт как бы понять, что тёмное и белое – категории отнюдь не однозначные, что сила прощения выше силы догмы. Образы рассказа встают в ряд лучших российских божьих людей от персонажей Достоевского и Лескова до героев Тихона Шевкунова.

«И ещё мне всё время вспоминается фраза батюшкина: «Мне всех жалко, даже травку жалко топтать».

Максим Замшев

Тэги: Максим Замшев
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Максим Замшев в Бункере

    06.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS