В рубрике «Здоровье нации» вышла беседа с крупным специалистом в области связи и информатики, членом-корреспондентом РАН Юрием Зубаревым «В плену невидимой смерти» («ЛГ», 2020 № 40,). Речь шла о том, что использование компьютера, мобильного телефона (и внедряющейся сети 5G) может нести серьёзную опасность, даже вызывать онкологические заболевания. Учёный указал, например, что применительно к здоровью ребёнка один разговор по мобильнику должен длиться не более пяти минут. А за сутки – не более получаса. Зубарев сообщил об угрожающем уровне электромагнитного поля в Москве, чрезмерном облучении, которому подвергаются дети и подростки. Поднимались вопросы, связанные с культурой применения гаджетов, компьютеров в школах. «ЛГ» направила в Министерство просвещения РФ запрос. Был получен ответ директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью С.П. Шатунова. По письму чиновника можно судить, насколько в профильном ведомстве озабочены проблемой.
Образовательная организация, сообщает он, «обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся».
Далее говорится, что учебные заведения «вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти» (видимо, имеется в виду и Минпрос. – Ред.).
Из установленных санитарно-эпидемиологических требований «непрерывная длительность работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера с клавиатурой должна составлять в 1–2-х и 3–4-х классах – не более 15 минут, в 5–7-х классах – не более 20 минут, в 8–11-х классах – не более 25 минут». При этом, как отмечается, затем «необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления». А вот использование «компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1–2-х классов – не более 20 минут, для учащихся 3–4-х классов – не более 25 минут, для учащихся 5–6-х классов – не более 30 минут, для учащихся 7–11-х классов – 35 минут». Перечислены требования по использованию интерактивной доски. Отмечено: «…с целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронного обучения».
Однако, какие бы нормы ни существовали, «образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы и вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий, в том числе онлайн-ресурсы, сервисы и платформы для дистанционного обучения, использовать для организации обучения». И это осуществляется «на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности».
Для «учёта мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы».
ПАВЕЛ ЛИСИЦЫН / РИА НОВОСТИ
Считаем важным, что Министерство просвещения РФ дало ответ на публикацию «ЛГ». Правда, он носит несколько формальный характер. Например, непонятно, ведётся ли информационно-разъяснительная работа со школьниками по вопросам обыденного использования гаджетов. Помогают ли детям выработать привычки, как лучше их применять, не подвергая опасности жизнь свою и окружающих, или задача перекладывается на плечи самих школьников и их близких? А может, это просто не прописано в инструкциях, а тогда и говорить не обязательно? Непонятно также, есть ли популярная литература, хорошо сформулированные рекомендации, которые использовались бы для воспитания школьников? Или «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»?
Радиофизик Юрий Зубарев в беседе отмечал: «Здание каждой школы должно быть обработано определённой краской, которая будет отражать электромагнитную энергию, на стекле должны быть специальные, её отражающие прозрачные плёнки, стены в классах также следует покрывать специальной краской, поглощающей электромагнитную энергию. Ребёнку нужно носить куртку, брюки, которые имеют два слоя, причём нижний должен быть помехой для проникновения облучения. Можно добиться высокой степени защищённости. Японцы, кстати, уже выпускают такую одежду, их ребятишки её носят».
Реакции на всё это в ответе Минпроса нет. То ли там считают замечания учёного фантазией, то ли просто нечего сказать. Кстати, из ответа неясно, как выполняются в системе просвещения перечисленные выше требования по длительности использования электронных приборов, есть ли анализ ситуации и о чём он говорит, что предпринято при пандемии, когда объём дистанционного обучения вырос? Да и вообще, как дела со здоровьем школьников, какова картина, что хорошего и что настораживает?
Конечно, разумно, что министерство жёстко не навязывает образовательным учреждениям, как себя вести по тем или иным вопросам, полагаясь на их знание «местных условий», инициативу. Но всё это отдаёт и самоустранённостью Минпроса, если ориентироваться на ответ департамента. Мол, пусть сами крутятся, инструкции и нормы сверху спущены.
Неясно также, взаимодействует ли Минпрос с другими ведомствами. Ведь многие проблемы не решить, например, без участия Минстроя или Минздрава. Кстати, в беседе с Ю. Зубаревым содержались вопросы и к Министерству здравоохранения РФ, был прямой вопрос министру Михаилу Мурашко. Запрос редакции туда направлен. Если ответ поступит, ознакомим с ним читателей «ЛГ».