Совместный проект "ЛГ" и Ханты-Мансийского банка
С чувством глубокой ностальгической нежности я подхожу к книжной полке, почти до конца занятой этим уникальным изданием. Вот самый первый, огромного формата с типографскими факсимиле авторов на красной амбарной обложке. (Говорят, что у половины издания обложка была синей.) Вот – последний, до вынужденного перерыва в серии, вышедший в трагический переломный для России 1990 год, с портретом Анны Ахматовой на обложке. Теперь к ним прибавятся ещё четыре. Особенно привлекательным кажется вон тот – за 1965 год, с обложками новых книг авторов, составляющих «костяк» альманаха. Константин Симонов, Юлия Друнина, Леонид Мартынов, Михаил Светлов, Ярослав Смеляков, Александр Межиров… Какие имена. Гордость нашей поэзии! А главное, «все ещё живы, все ещё живы, все ещё живы», как поётся в замечательном «Довоенном вальсе» на стихи Феликса Лаубе, который, конечно, был больше чем просто поэт-песенник.
Удивительно, что в альманахе довольно слабо представлены входившие тогда в «зенит славы» шестидесятники и, несомненно, тоже шестидесятники, но находящиеся как бы по другую сторону «межи» – между западниками и славянофилами – истоки которой лежат аж в XIX веке и которая сумела дотянуться до наших дней. С одной стороны, молодой тогда Евгений Евтушенко, с другой – Владимир Фирсов.
А ведь в предыдущих выпусках стихи молодёжи печатались более широко. Что это – отражение брутальной личности главного редактора Василия Фёдорова? Теперь уже вряд ли кто ответит…
Но, наверное, не остались обделёнными признательностью читателей 1965 года и почти забытые ныне Николай Браун, Александр Коваль-Волков и многие-многие другие. В своё время они были известными поэтами (большинство из них по праву), но шагнуть к потомкам им, несомненно, поспособствовал «День поэзии», где они печатались рядом с уже упоминавшимися корифеями слова.
И это только один номер альманаха, а выходили они ежегодно в период с 1956 года. И каждый новый номер был вкладом в историю литературы нашей великой Родины.
Новые «Дни поэзии», возрождённые в 2006 году усилиями Минкультуры России и ассоциации «Лермонтовское наследие», не отличаются в принципе от своих старших собратьев. Составляя их в духе «здорового консерватизма», мы – редсовет – пытались сделать всё, чтобы не показать уровень снижения отечественной поэзии. Пока ещё написанных строк поэтов так называемого послевоенного ренессанса и следующих за ними вплотную поколений хватает для добротного уровня сборников. Пока ещё можно утешать себя расхожей фразой, что «в России существует не кризис поэзии, а кризис её восприятия». Но бездуховные годы не могли не сказаться на поэтическом генофонде. И всё же, всё же есть и другая, как, мне кажется истина – «Поэзия, как и молитва, обращена к душе и к духу, отсюда её беспомощная наивность на фоне плотского мира и... бессмертная неуязвимость!». Хотелось бы верить. И если уж мы перешли к некой религиозной риторике, то будем считать выпуски альманахов до 1990 года – Старым поэтическим Заветом, выходящие после 2006 года – Новым Заветом. Как известно, Заветы эти составляют «Книгу Книг». И в них спасение, то есть приобщение к божественной (а в нашем случае к литературной жизни), относится не только к индивидууму, но и к народу в целом.
А настоящий поэт, «как аккумулятор совести поколения», должен этому способствовать. Кстати, как и альманах «День поэзии», «чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла!».