В прошедшие годы российские бизнесмены получали в зарубежных банках обильные кредиты под небольшой процент. Большинство предприятий, чьё благополучие подломил кризис, сегодня не сможет отдать долги. Должно ли государство помогать незадачливым заёмщикам, тратя на это наши с вами деньги?
, депутат Государственной Думы, Чрезвычайный и Полномочный Посол:
– Перво-наперво нужно заставить структуры, занимавшие эти деньги, расплатиться за счёт собственных «жировых запасов», а они у многих есть, и немалые. Если их не хватит и появится угроза поглощения стратегически важных объектов со стороны Запада, тогда, безусловно, придётся помогать. Но только в случае, когда заводы будут банкротиться.
У руководства России есть желание не допустить до такой ситуации. Ведь речь прежде всего пойдёт о лакомых кусках, о собственности, имеющей стратегическое, политическое значение. Этих предприятий у нас осталось не так много, поэтому, руководствуясь стратегическими целями, Запад через свои банки вполне может пойти на то, чтобы захватить их. Это, помимо прочего, приведёт к ослаблению и безволию нынешней российской власти, которая не сможет вообще ни на что опираться. И такого поворота событий действующие власти предержащие, я думаю, не допустят.
, предприниматель:
– Расплачиваться за долги, сделанные российским бизнесом за прошедшие несколько лет, нет ни политической, ни практической необходимости. Более того, это будет со стороны государства проявлением совершенно необоснованной слабости. Мы, конечно, сегодня не самое сильное государство, но расшаркиваться перед каждым западным банкиром, ссужавшим нашим предпринимателям большие суммы, не стоит. Должны были знать, на что идут. Надо ли бояться, что наши предприятия перейдут за долги к иностранным владельцам? Это не может произойти без ведома и разрешения государства, для этого есть национальное законодательство. Если бы такое было возможно, у нас вся страна давно бы перешла в руки зарубежных корпораций. Сейчас форс-мажорные обстоятельства – кризис. Он мировой. Сегодня во всём мире полно должников зарубежных банков, не только в нашей стране, но и на Западе. Если к ним применить жёсткие санкции, весь мир завтра окажется без жилья и производства – одни сплошные банки будут. Да и самим банкам это имущество не нужно. Что они с ним будут делать? Эффективно управлять ими они не смогут, выгодно продать активы в таких условиях тоже невозможно… Уверен, все долги будут реструктуризованы. Не стоит особенно беспокоиться и бросаться на помощь. Это просто «пугалка» со стороны банкиров, не следует относиться к ней всерьёз. Пусть наши предприниматели покрутятся.
, депутат Государственной Думы:
– Государство обязано помочь тем, кто оказался в долговой яме. Но только стратегическим предприятиям и только через их национализацию. Во всяком случае, если не через получение полного контроля над производством, то через приобретение пакета акций, соответствующего сумме погашенного кредита. В остальных случаях, когда кредиты брали организации, не входящие в список национально значимых, вмешательства государства быть не должно. Они прекрасно понимали, что делают, поэтому им самим предстоит разговаривать с зарубежными банками либо о реструктуризации долгов, что вполне возможно в условиях всеобщего кризиса, либо о своём банкротстве.
Сумма прописью
Безусловно – бесплатный сыр бывает только в мышеловках. Все, кто занимал безумные деньги, прекрасно понимали, что долги рано или поздно нужно будет отдавать. Другой вопрос – почему российские предприятия предпочитали кредитоваться за границей? Видимо, и потому, что у нас выстроена такая экономика, когда нефтедобывающая страна ездит на самом дорогом в мире бензине, когда самый большой Стабилизационный фонд хранится в облигациях обанкротившихся заокеанских корпораций, а российский кредитный процент в два раза выше зарубежного.
Увы, всегдашняя российская гигантомания приобрела в ситуации с кредитами весьма причудливые формы. А если так, то и выручать наших предпринимателей придётся с традиционной русской широтой. Вот только есть опасения, что в список «стратегически важных» войдут не те объекты, которые важны для страны, а те, чьи руководители ближе к распределителям денег. Но это уже, как говорится, совсем другая история. А впрочем, та же самая…