Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Спасите наши души!

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

«Москва. Психо» – приступ острого психоза в «Школе современной пьесы»

На драйв-вечеринке «зажигают» Ясон (Иван Мамонов) и Медея (Елена Коренева) ; фото:  Михаил ГУТЕРМАННикак не желающий взрослеть анфан террибль, известный специалист по шоковой терапии Андрей Жолдак (возьму на себя смелость писать его имя по правилам русского, а не украинского языка) вознамерился вновь потрясти столичную сцену вольным переложением классического сюжета. На сей раз историей Ясона и Медеи. Исходными ингредиентами помимо, собственно, неё стали кадры из Хичкока, обрывки из Ануя, цитаты из Виктора Ерофеева и «импровизации» модного диджея. Всё это смешано, взболтано, приправлено воплями, актуальным музоном, треском прогибающихся под напором актёрского темперамента декораций и украшено двумя мечущимися по сцене видеооператорами. 

Результат этих манипуляций получил жанровое обозначение «драйв-вечеринка», что особенно настораживало ещё на дальних подступах к зрительному залу, даже при учёте репутации г-на Жолдака: всё-таки для вечеринок предусмотрительное человечество придумало такую штуку, как ночной клуб, а в театр оно вроде бы ходит ради зрелищ иного рода. Предчувствия меня не обманули. Чем быстрее раскручивался организованный режиссёром водоворот, тем меньше я понимала, зачем зрителю «в данном конкретном случае» было отрываться от любимого дивана и на ночь глядя отправляться в театр. Ради того, чтобы понаблюдать за истерическими любовными разборками по поводу того, кто кого и за что бросает? Так у него для этого есть «Дом-2». Хичкока любители саспенса и на DVD посмотрят. С творчеством диджеев куда лучше знакомиться в специально оборудованных на то помещениях. А стрип-данс предпочтительнее наблюдать в исполнении профессионалок, к коим известная актриса Елена Коренева (она же Медея), к сожалению или к счастью, не принадлежит. 

Эксперименты с жанрами – штука рискованная. Можно ведь вместо органичного сплава получить мутную взвесь, в спектральном анализе которой мы обнаружим… Драйв? Сколько угодно. Шок? Безусловно! Провокацию? Мастерскую! А вот обнаружим ли мы там душу, наличие которой задекларировано в названии действа? Трудно поверить в то, что у авторов спектакля проблемы с латынью. 

Но главное «зачем?» лежит в иной сфере, сфере нравственности. И соблазнительными ярлычками «эпатаж», «провокация», «драйв» etc. ответ на этот вопрос не замаскируешь. 

Г-н Жолдак, питающий слабость к античному, конечно, не мог пройти мимо таких персонажей, как Ясон и Медея, но, похоже, не стал себя затруднять соблюдением психологического контекста. Для Еврипида и Сенеки трагедия Медеи в том, что Рок, орудием которого является каждый живущий, именно её избрал для проявления своей воли. Для Ануя Медея – чудовище от рождения, и встреча с Ясоном стала искрой, запалившей дьявольские страсти, до той поры дремавшие в её душе. Жолдак же низвёл её до банального серийного убийцы. Предательство отца ради пришельца, убийство брата, бегство из родной Колхиды – всё то, что в глазах любого древнего грека или латинянина и вправду было серьёзным преступлением, адекватно перенести в XXI век режиссёр не смог. И получается, что она отправляет на тот свет детей (хорошо хоть, живых малышей к середине спектакля картонками заменили), мужа, его возлюбленную, её отца и вдобавок всех гостей на свадьбе (они-то чем перед ней провинились?) только потому, что этот самый муж ушёл к другой. Но это происходит ежедневно с тысячами, если не с десятками тысяч женщин. И что, все они должны дружно отправиться на поиски змеиного яда (таким «оригинальным» способом расправляется жолдаковская Медея с обидчиками)? Так змей на всех не хватит! Самообладанию актёров, по которым эта тварь ползает, отдадим должное, но трюк – он и есть трюк. И кстати, это ведь сценической Медее можно укокошить кучу народа безнаказанно. В реальной жизни у неё такое не прокатит. Это сценической Медее можно организовать катарсис, пустив на экран психоделическую картинку. В жизни ей будет не до медитации. 

Если я тут рискну заявить, что театр и в наши циничные времена должен нести человеку свет, меня, боюсь, многие поднимут на смех. Да, спектакль – не сеанс психотерапии и давать рецепты выхода из любовных кризисов театр не обязан. Но если он разжигает в зрителе пламя ненависти, если смакует жестокость и оправдывает убийство (библейские заповеди, видимо, г-ну Жолдаку не указ), – это уже не театр! По этой самой причине актёрскую игру разбирать не хочется. Потому что игры нет, есть поток ненависти, трансляторами которого оказались артисты. В какой-то мере они тоже жертвы этого сатанинского эксперимента. Но они всё-таки знали, на что шли. 

А вот зритель, купивший билеты, находится в полном неведении, что гвоздём программы придуманной провокатором-режиссёром вечеринки будет… прямое его, зрителя, оскорбление: ты, мил человек, полное г… Вот так, открытым текстом! Интересно, кого г-н Жолдак, вкупе с г-ном Ерофеевым, из «творчества которого» заимствована весьма пространная и колоритная цитата о главном секрете русской души, вознамерились оскорбить? Зрителя, своими кровными расплатившегося за билеты, и значит, обеспечившего авторам спектакля возможность иметь хлеб насущный? Или Всевышнего? Не много ли они на себя взяли? 

Впрочем, на что только не замахнёшься ради того, чтобы догнать и перегнать Европу. Дело в том, что спектакль Жолдака открывает собою проект, который в «Школе современной пьесы» назвали международным. Этим и объясняется приглашение на постановку варяга, увенчанного охапкой европейских лавров (как будто на российских театральных просторах провокаторы в дефиците!). Его куратор, известный критик Марина Давыдова, в одном из интервью накануне летних предпремьерных показов «Москвы. Психо» высказалась в том роде, что, мол, большинство спектаклей, идущих в московских театрах и собирающих полные залы, «странновато бы смотрелись» на европейских подмостках. Так-то оно, может, и так. Но возникают два простых и закономерных вопроса. Первый: может быть, в этой ситуации нам вовсе не нужно с азартом неофитов смешивать французское с нижегородским и, задрав штаны (в самом прямом смысле), бежать за новейшими западными тенденциями? Может быть, у русского театра с его великой историей есть свой путь, собственное предназначение?.. И второй: ради острого ощущения обливания тебя помоями – стоило ли специально приглашать варяга? У нас ведь на то и своих мастеров-охотников хватает. 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS